Тема: Словосочетания как синтаксическая единица Школа № 255 Адмиралтейского района Учитель высшей квалификационной категории Павлова Светлана Ивановна Санкт-Петербург, 2011
Тип урока: повторительно-обобщающий.Технология: объяснительно-иллюстративная с элементами технологии развития критического мышления и использованием компьютерной презентации.Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании как синтаксической единице; формирование аналитических навыков разбора словосочетаний. Круг рассматриваемых вопросов: словосочетания; виды связей в словосочетаниях; разбор словосочетания.
Посмотрите, из сложного можно выделить простые!
Давайте ответим на вопросы!Как осуществляется связь слов в словосочетании?Какими бывают словосочетания в зависимости от главного слова?
Внимание, новая информация!Вид или тип смысловых отношений между словами в словосочетании определяется по вопросу: если вопрос – Какой? Чей? (т.е. вопрос определений), то смысловые отношения определительные.если вопрос – Где? Куда? Когда? Как? и.т.д. (т.е. вопрос обстоятельств), то смысловые отношения обстоятельственные.Если вопрос – Кому? Чему? О ком? О чем? и.т.д. (подежный вопрос), то отношения объектные.
Давайте ответим на вопрос!Что является начальной формой словосочетания?
Проверь себя! Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся к друг дружке тонконогие опенки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
Виды подчинительной связиРассмотрим данные ниже схемы.
Выполни задание!Запиши словосочетания и определи тип связиОплатить проездЗаплатить жизньюПолное одобрениеПослала купитьОдобрение НастиВ утро туманное
Проверь задание!Запиши словосочетания и определи тип связиОплатить проездЗаплатить жизньюПолное одобрениеПослала купитьОдобрение НастиВ утро туманное
Самостоятельная работа с предложением (Выпиши словосочетания, разбери их по схеме в учебнике) Россия- это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.
Алгоритм работы с предложениемНайди грамматические основы.Выпиши их.Найди границы предложений в составе сложного.Выпиши словосочетания.Разбери словосочетания по схеме в учебнике.
Рефлексия!Назовите тему сегодняшнего урока.Что называется словосочетанием?Какие виды подчинительной связи знаете?Какой материал был абсолютно новым для Вас?Какой материал показался наиболее сложным?Оцените в баллах свой путь от представления к пониманию данной темы.
Домашнее задание! Из художественных произведений выпишите 6 простых предложений, выделите словосочетания, сделайте синтаксический разбор словосочетаний.
Спасибо за урокДо свидания!