Синтаксические нормы Автор Булатова Л.П., учитель МОУСОШ №1
Нормы согласования 1.При подлежащем, выраженным собирательным существительным и словом НЕСКОЛЬКО+ существительное в род. п. мн.ч. сказуемое употребляется как во множественном, так и в единственном числе
Единственное число1. Неодуш. существительное: часть лампочек перегорело.2. Сказуемое предшествует подлежащему: подошло несколько человек3. При подлежащем есть определение: подавляющее большинство проголосовало «за».4. Сказуемое выражено страдательным причастием: большинство человек ранено.Множественное числоОдуш. сущ.: несколько работников уволеныВ составе сказ. или подлеж. есть однородные члены: несколько мальчиков и девочек смеялись.Между сказ. и подлеж. есть придат. или обособленное определение: несколько отдыхающих, ожидающих автобуса, прогуливались
2. Если в состав подлежащего входит 2 существительных, сказуемое употребляется во мн. ч.: брат с сестрой вышли на улицу. ! Слова должны быть равноправны по смыслу (В комнату вошла Вера с внуком на руках.)3. При сущ. общего рода сказуемое употребляется в форме, соответствующей реальному значению: мой неряха прибежал -моя неряха прибежала
Нормы управления Различай конструкции, близкие по значению: беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо; возмутиться чем-то, обидеться на кого-то; восхищаться чем-либо, дивиться чему-либо; оплатить проезд, заплатить за билет и т.п.Благодаря СогласноЧЕМУ?Вопреки
3.Родительный падеж используетсяПри усилении отрицания: не люблю ни жары, ни холода;После глаголов восприятия, желания, ожидания: не слышал крика, не ждала прихода;При отвлечённых понятиях: не теряет времени, не осуществляет контроля, не уяснил всей важности
Вин. падеж используется Для подчёркивания конкретности значения: не прочитал книгу, рекомендованную ему.При одушевлённых и собственных существительных: не видел дочь, не наказывал Илью;Если дополнение предшествует сказуемому: стекло не разбивал, книгу не взял;При наличии наречий со значением ограничения: чуть не забыл тетрадку;При инфинитиве: не буду петь эту песню.
ЗАПОМНИТЕ! Заведующий чем-либо, директор чего-либо, обращать внимание на что-либо, уделять внимание чему-либо, отзыв о чём-то, рецензия на что-либо, победить кого-то, одержать победу над кем-то, характерный, типичный для кого-то, командующий чем-то(кем-то); оскорбиться чем-то, тосковать по чему-то, по приезде в город, чуждый чему-то, щедрый на что-то, удивлён чем-то, удивляться чему–либо, уверенность в чём-либо, вера во что-либо, альтернатива чему-то, превосходство над кем-либо, преимущество перед кем-либо.
Особенности строения предложений с однородными членами Нельзя в ряд о.ч.включать родовые и видовые понятия: Мама купила фрукты, овощи, хлеб, апельсины, яблоки.Однородные члены должны лексически сочетаться с тем словом, с которым они связаны. Нельзя: благодарим за то внимание и помощь, которыми нас окружили.Не сочетаются как однородные существительное и инфинитив: он любил хоккей и плавать.
4. В качестве однородных не могут выступать прич. оборот и придаточное определительное: Книга, лежавшая на столе и которую мне подарили,…5. Каждый из двойных союзов (не только, но и; как, так и; если не, то; не столько, сколько): НЕЛЬЗЯ! Я не только рисую портреты, но и пейзажи.6. Однородные члены с различным управлением не должны иметь при себе общее дополнение: они любят и увлекаются футболом.