Из опыта работы Учителя начальных классов Бондаренко В.Н.МОУ СОШ №9п.Новокавказского
«Размышления о гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили «Рождаются дети с пустыми руками или каждый из них несет с собой подарок для людей, нынешних и будущих, а может быть прошлым показаниям тоже? Нет, дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому, и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу…».
Тема:«Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе литературного образования на уроках чтения»
Цели:Выявление возможностей литературного чтения как средства духовно-нравственного воспитания.Критическое осмысление нравственных поступков литературных героев, а также поступков сверстников и одноклассников.Развитие нравственных личностных качеств таких, доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умения прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Произведения духовно-нравственного содержания1 класс Долг и ответственностьД. Биссед «Орел и овечка».Л. Толстой «Два раза не умирать».Забота и помощь в семьеРусская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»Совесть, совестливостьЛ.Н. Толстой «Косточка».С. Прокофьев «Сказка про честные ушки»
Произведения духовно-нравственного содержания2 классДолг, ответственностьС. Воронин «Храбрый клоун».В.Д. Берестов «Если хочешь пить».Ю.Ф. Ярмаш «Добрый Клен».Б. Житков «Храбрый утенок».Совесть, совестливостьБ. Заходер «Серая Звездочка».А, Гайдар «Совесть».Преодоление личного в дружбеН. Носов «На горке».3 классГероизм, отвага, верностьБ. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».Баруздин «Страшный клад».Долг, ответственностьН. Артюхова «Трусиха».С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».Л. Пантелеев «Честное слово».
Произведения духовно-нравственного содержания4 классОтвага, благородство, честьРусские народные сказки «Петр I и мужик», «Петр и Петрушка», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и соловей разбойник».Долг и ответственность за тех, кто поверил тебеА. Де Сент–Экзюпери «Маленький принц».Р. Фраерман «Девочка с камнем».М. Пришвин «Глоток молока».Самооценка, самоконтрольЮ. Яковлев «Полосатая палка».А. Платонов «Цветок на земле».Нравственная норма как мотив поведения А. Де Сент–Экзюпери «Маленький принц».К. Паустовский «Заячьи лапы».
Работа со сказкойСказок не знаешь, в судьбе споткнешься.
Г.Х. Андерсен «Русалочка»Почему вопреки предсказаниям душа Русалочки оказалась бессмертной?Как вы думаете, достойна ли она памятника? Почему? Что символизирует собой поступок Русалочки?Кого из героинь других сказок Андерсена напоминает нам Русалочка? В чем сходство и различие между ними? Чем привлекла Русалочку жизнь людей? Почему её так сильно хотелось стать человеком? Почему короткую человеческую жизнь она предпочла долгой русалочьей?Кто из других сказочных героев или известных вам реальных людей достоин, по-вашему, памятника? Почему? Какой пример людям они показывают?
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Работа над прозой
Творческие работы учащихся
Фрагмент урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым? Что делало его счастливым? Свой ответ докажите строчками из рассказа. (Грига сделали счастливым его музыка, талант, любовь к жизни и людям).Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие? Сформулируйте своими словами.Все ли окружающие люди думают как Григ? Всем ли приятно ее отдавать, чем брать? Встречались вам люди, которые охотно отдавали, дарили – не обязательно вещи, а, например, хорошее настроение, улыбку, душу, что-то еще? Расскажите о них . охарактеризуйте таких людей.Как вы понимаете слова вежливый, воспитанный, заботливый, ласковый, отзывчивый, добрый, доброжелательный, бескорыстный?
М.Ю. Лермонтов «Утес»ЗолотаяУмчаласьВесело играяВеликанВлажный след в морщине СтарыйОдиноко стоитТихонько плачетВ пустыне
Работа над басней«Всякая басня говорит всегда больше,Чем-то, что заключено в ее морали».Л.С. Выготский«Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он взглянул вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу это были два вопроса: как устроен этот мир? На первый вопрос человек отвечал мифом. На второй – басней»
Игра «Покорение высоты»При правильном ответе на вопрос поднимаются по уступам горы.
«Радиоспектакли»
Процент качества чтения по классам