Занятие 1 Общие принципы выбора слова Слова бывают разные, Слова бывают всякие… С. Баруздин
Знание значения слова – необходимое условие его правильного употребления. Одна мама другой говорила, хвастаясь: « Моя Катя будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет». Какую роль мама предназначила дочке? Как «спасти» девочку? Заглавный (заглавие ) - связанный с заглавием.
Задание 1 Ошибки в толковании слов могут привести к тому, что предложение производит комическое впечатление. Исправь такие ошибки в данных предложениях. Подумай, на чем они основаны. Запиши правильное толкование слов. Западня – квартира с окошками на запад. Гривенник - юноша с модной гривой волос. Пятистенок – комната с пятью стенами. Проверь себя: Западня - I .Приспособление для ловли птиц, зверей. II . Искусный, ловкий маневр, прием для завлечения кого-либо в невыгодное или опасное положение. Гривенник - десятикопеечная монета. Пятистенка - деревянный дом, капитальной стеной разделенный на две части. Употребление слова в несвойственном ему лексическом значении – одна из самых распространенных речевых ошибок. Старайся не допускать их в устной и письменной речи. Задание 2 Придумай слова для «неправильного» словаря по аналогии с предыдущим заданием.
Важным фактором, регулирующим употребление слова, является его стилистическая соотнесенность: Нейтральная лексика, например: день, ночь, голос, дорога, книга и т.д. Книжные слова, например: возложить (ср. с нейтральным положить), интерпретация ( ср. с нейтральным объяснение), кардинальный (ср. с нейтральным основной, главный). Среди этих слов выделяются термины – слова, прикрепленные к официальному общению специалистов в какой – либо области знания, например: мутация (биология), консолидация (финансы) и т.д. Разговорные, разговорно – просторечные и просторечные слова, например: пятак (ср. с нейтральным пять копеек), глазастый (ср. с нейтральным зоркий). Среди них выделяются профессионализмы – слова, прикрепленные к сфере неофициального общения людей одной профессии, например: баранка ( в значении «рулевое колесо»). Экспрессивность, оценочность слова. Сравни: вонь (неодобрительно) – запах ( без оценки говорящего); мальчуган (ласкательное) – мальчик (без оценки говорящего ) При выборе слова должны быть учтены все три его составляющие: Значение слова; Стилевая принадлежность; Его экспрессивность, оценочность.
Задание 3 Распредели синонимы в два столбика. Ложь, вранье; слякоть, непогода; хихикать, смеяться; плач, хныканье; понять, ухватить; привередливый, капризный; торопить, подгонять; интересно, занятно; учеба, обучение; возражать, перечить; работяга, труженик. Синонимы – это слова близкие или одинаковые по своему значению.
Проверь себя
Задание 4 Распредели синонимы в два столбика Шествовать, идти; решиться, дерзнуть; отчизна, родина; битва, сеча; жадный, алчный; сжечь, предать огню; архитектор, зодчий; называть, нарекать.
Проверь себя
Задание 5 Прочитайте отрывок из рассказа М.Горького «Красавица». Она же, остановившая на себе общее внимание, стояла у борта парохода и грызла семечки подсолнухов. И она была действительно красива той русской здоровой, сочной красотой, которая, так сильно возбуждая чувство, ничего не говорит уму. …Он (юноша) весь ушел в свои глаза, любуясь ею, и все шептал своему соседу, пожилому человеку с седыми усами: -Заговорите с нею!..Пожалуйста!..У нее, должно быть, прекрасный звучный голос… Мне хочется видеть, что еще даст ей речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка, и тогда она, эта женщина, будет вдвойне красива… Но она заговорила сама звучным контральто, неровным и прерывистым от избытка силы и обилия звука: - Вот так тепло седни!.. Юноша вздрогнул. -Взопрела я…бе-ды как!.. Юноша с печальным испугом в глазах взглянул на своего соседа. Тот вкусно улыбался и крутил ус. - Да ишо кирасином воняет тут! И мухи тоже…Прорва их… Так жгут… И она стала свирепо чесаться, отчего ее полная грудь вызывающе заколыхалась. Публика весело и одобрительно хохотала. Бледный юноша тихо повернулся и, наклонив голову, тусклый и печальный, отошел прочь, так поводя плечами, точно на них лилась ледяная вода. Почему юноша «отошел прочь» « печальный»? Найдите в тексте просторечные слова и слова, отражающие отношение говорящего к предмету речи, т.е. оценочные слова (иронические, неодобрительные). Выражают ли они отношение к высказываемому и каково это отношение?