Конспект урока русского языка. Утверждаю. Методист (учитель) – Урок будет дан в 5-а кл. СОШ №… г. Сыктывкара 12 .02.2015. Тема урока: Правописание О – Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Цели урока: объяснить правило написания букв О – Е после шипящих в окончаниях существительных и сформировать соответствующий орфографический навык; повторить правописание букв Ё – О после шипящих в корне ; продолжить формирование умения употреблять существительные мужского рода именительного падежа множественного числа; продолжить развитие навыков работы с орфографическим словарем. Оборудование урока: орфографическая таблица, орфографический словарь.
Список литературы Литература 1. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - 31-е изд.- М.: Просвещение, 2005. 2. Ладыженская Т.А. Методическое руководство к учебнику «Русский язык» для 5 класса. – М.: Просвещение, 1997. 3. Н.Н. Алгазина. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 1987. 4. Е.С. Барова, М.Р. Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс. Часть 2. – М.: Баласс, 2008.
План урока Ход урока 1.Организация класса 2.Проверкадомашнего задания и подготовка восприятия новогоматериала. Фронтальныйопрос (Ф.И.). 2 ученика работают по карточкам у доски (Ф.И.). Здороваюсь, приветствую класс, раздаю карточки для работы у доски(Ф.И.)– выходят к доске, работают самостоятельно по карточкам. Вспомним тему прошлого урока. Расскажите, как образуются существительные в формах им. п. мн.ч., в формах род.пад. мн. ч. Приведите примеры. Посмотрим на доску. Миша, читай свое задание. (ответ ученика) Сделай вывод:назови окончаниясущ. м.р. им. п. мн.ч. Аня, читай свое задание. (ответ ученицы) Сделай вывод:назови окончаниясущ. р. род. п. мн.ч.
Карточка 1 Поставить данные слова в форму мн.ч. им. п. Расскажи, какие окончания имеют существительные муж. рода в форме мн.ч. им. п. Договор, директор, доктор, инженер, офицер, профессор, тополь, торт, тренер, улей.
Карточка 2 Поставь данные слова в форму родительного падежа множественного числа. Расскажи, какие окончания имеют разные группы существительных. Сапоги, ботинки, валенки, чулки, носки. Томаты, баклажаны, апельсины, мандарины. Туфли. Места, дела, яблоки. Вывод по домашнему заданию.
Объяснение нового материала
Актуализация опорных знаний
Актуализация опорных знаний - Откроем тетради, запишем: Двадцать третье ноября. Классная работа. - Посмотрите на таблицу.
? ? ш…пот расч…т ш…рох крыж…вник свеч…й плащ…м надрощ…й с товарищ…м
Актуализация опорных знаний - Прочитаем слова 1-го столбика (Ваня). Какая орфограмма в этих словах? Выделим и объясним орфограмму. Ваня, иди к доске. Остальные записывают слова в тетради. - Как озаглавим эту графу таблицы?
Буквы Ё – О после шипящих в корне слова шёпот расчёт шорох крыжовник свеч…й плащ…м сотц..м с товарищ…м сердц…м
Определение темы и цели урока Прочитаем слова 2-го столбика (Ира). К какой части речи относятся слова? В какой морфеме находится орфограмма? (Выделяем окончание). После каких букв находится орфограмма? (после шипящих и Ц) Как вы думаете, какая буква пропущена в первом слове? (Варианты ответов: О-Ё) Сегодня мы об этом узнаем. Итак, какая это орфограмма? Заполним верхнюю часть правой графы. Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель сегодняшнего урока?
Буквы Ё – О после шипящих в корне слова Правописание О – Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. шёпот расчёт шорох крыжовник свеч…й плащ…м над рощ…й с товарищ…м сердц…м
Цель урока? Тема урока?
Знакомство с новой орфограммой
с изучаемой орфограммой Восприятие слов
Ч - скрипачом удачей Щ - плащом товарищем Ж - чижом пейзажей Ш - карандашом ландышей Ц - гребцов улицей - Назовите шипящие русского языка. - Записываем слова в тетрадь. Появляется запись на экране / доске:
Осознание сущности орфограммы и составление орфографического правила 1. Какую орфограмму мы сегодня изучаем? (Орфограмма – гласные буквы О и Ё - подчеркиваем одной черточкой). Почему эти буквы являются орфограммой? (можно ошибиться в их написании – в выборе букв О или Ё). 3. В какой морфеме находится орфограмма? (Выделяем окончание). 4. После каких букв находится орфограмма? (после шипящих и Ц) 5. Посмотрим, от каких условий зависит выбор гласной О или Е: поставим ударение в словах.
Осознание сущности орфограммы и составление орфографического правила 5. Посмотрите внимательно на нашу запись. Может быть, кто-нибудь понял, от чего зависит выбор букв О – Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и сформулирует орфографическое правило? 6. Давайте теперь прочитаем правило в учебнике. Прочитайте и объясните примеры. Объясните графическое обозначение орфограммы. 7. Какой опознавательный признак поможет нам найти эту орфограмму?
Анализ и запоминание орфографического правила 1. Откройте учебники на с. Самостоятельно перечитайте правило. Сравните формулировки правила (нашу и из учебника. Есть ли отличия?). 2. Кто может рассказать о правописании букв О и Ё в окончаниях имен существительных? Не забудьте привести и объяснить примеры. Может быть, вы сможете привести свои примеры (не из учебника)?
Закрепление
Упр. 1.Списывание с заменой формы (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях). Посмотрите на экран. В какой форме стоят существительные? В какой форме должны стоять эти сущ-ые, чтобы в этих словах была изучаемая орфограмма? Да, давайте запишем эти существительные в форме творительного падежа единственного числа (форму записать на доске). Обозначим и объясним орфограмму. Смерч, плащ, водохранилище, калач, мятеж, пастбище, шалаш (Сергей у доски), пословица, кирпич, Париж, лапша, перец, пловец (Наташа). - Почему слова смерч и калач пишутся без Ь после шипящих? Вывод по упражнению: Итак, в какой форме могут употребляться буквы О, Е после шипящих и Ц в существительных? Только ли в этой форме? Давайте выполним еще одно упражнение.
Упр. 2. Диктант с заменой формы (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях). В какую еще форму нужно поставить данные слова, чтобы в существительных была изучаемая орфограмма? (в форме родительного падежа множественного числа). Репортаж, розыгрыш, плащ, ткач (Дима), танец, молодец, молодец (Женя). Объясните значение двух последних слов. Составьте и запишите с каждым из них предложение так, чтобы понятно было значение слова. Слова должны быть с изучаемой орфограммой, значит, в каких формах они могут стоять? Вывод по упражнению: Кто сделает вывод по двум упражнениям: в каких формах существительных могут употребляться буквы О, Е после шипящих и Ц? От чего зависит выбор орфограммы? Переход к следующему упражнению: Мы писали отдельные слова с изучаемой орфограммой, а сейчас …
Диктант Задание: Запишем предложения, объясним орфограммы и знаки препинания. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях). Как хорошо снижаться птицей к реке, где первый твердый наст. (Иванов С.) 2. Стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей. (Кузнецова Н.) 3. Бабка набрала в подол огурцов и собиралась идти во двор. (Новиков С.) (Дальше сам-но ) 4. Солнце осветило своим ярким лучом верхушки деревьев, и они стали розоватыми. 5. Вместе с врачом из комнаты вышли мать и мой старший брат. 6.Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. (Как вы понимаете значение этой пословицы?). (Проверяем устно, фронтально) Вывод по упражнению: От чего зависит выбор букв О- Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных? Переход к следующему упражнению: А теперь поиграем.
Игра «Четвертый лишний» (самостоятельная работа) Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. В каждом столбике подчеркните лишнее слово. луч…м рощ…й грач…м репортаж…м мяч…м свеч…й щ…чкой овощ…м дворц…м товарищ… ем дач…й ч…рточкой Способ проверки: устно объясняем 1) какие слова – лишние? 2) почему подчеркнутые слова – лишние? 3) объясните пропущенные буквы.
Возращение к таблице, использованной на этапе актуализации. Вставим пропущенные буквы и объясним их выбор, теперь мы можем это сделать.
Буквы Ё – О после шипящих в корне слова Правописание О – Ё после шипящих в окончаниях существительных шёпот расчёт шорох крыжовник свеч…й плащ…м над рощ…й с товарищ…м
Вывод по уроку. - Каковы условия выбора изученной орфограммы? Приведите и объясните примеры. По какому признаку мы будем узнавать эту орфограмму? Домашнее задание. 1. Выучить орф. , с. 2. Упр.