Кладоискатели
Станция первая «Противоположная». Задание №1. Посмотрите на предложенные пары рисунков. Придумайте прилагательные, которые характеризуют предметы или существа, сложите их попарно и дайте ответ на первый вопрос. Каким словом можно назвать получившиеся пары?
Антонимы- это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Задание №2. Подберите антонимы к следующим словам: рано бледный утро рассвет далекий широкий поздно румяный вечер закат близкий узкий
Задание №3. Заполните горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, и в вертикальном выделенном столбце вы прочитаете общее название таких слов. горький начинать буря сложный трудолюбивый короткий забывать
Станция вторая «Одинаковая».Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения. крокодил– аллигатор
Задание №2. Подберите как можно больше синонимов к данным словам. мудрый, неглупый, рассудительный, смекалистый. - мгновенно, стремглав, скоро, стремительно, мигом.
Станция третья «Значительная».Панда – млекопитающее семейства енотовых (лексическое значение). Панда – существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа (грамматическое значение). Задание №1. Посмотрите на экран, что изображено здесь? Определите лексическое и грамматическое значение этого слова.
Задание №2. Угадайте слова по их лексическим значениям.1.Говорить тихо, неразборчиво. 2.Пронзительно, резко кричать. 3.Перевертываться через голову. 4.Идти, делая частые, мелкие шажки. 5.Вырывать вместе с корнями пни, деревья. 6.Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю.
Задание№3 .Замените выделенные лексические значения на слова так, чтобы получился текст. (покрытые перьями и пухом позвоночные животные с крыльями) (имеющем низкую температуру, не нагретом, не дающем или не содержащем тепла)
Станция четвертая «Многозначная».Это месяц (календарный) и месяц (небесный). Многозначность – свойство слов употребляться в разных значениях.
Задание №2. Приведите все лексические значения указанного ниже слова.1.Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2.Внутренняя, находящаяся в теле3.Начало, источник чего-нибудь. часть волоса, ногтя, зуба.4.В языкознании основная значимая часть слова.
Задание №3. Придумайте как можно больше словосочетаний со словом «острый», но так, чтобы значение его не повторялось. Острое копье (отточенное, хорошо режущее) Острый нос (суживающийся к концу) Острая шутка (отличающаяся остроумием) Острый соус (сильно действующий на вкус или обоняние) Острая боль (сильно, ярко выраженная) Острый глаз (проницательный, хорошо воспринимающий)
Станция пятая «Переносная»Когда говорят, что у человека колючий взгляд или колючий язык, то употребляют слово «колючий» в переносном значении (колючий – «язвительный, насмешливый, злой»).
Задание №2. Из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении.
Станция шестая «Одинаково-разная».Это омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Задание№1. Почему лошадь идет рысью, а она сидит на дереве? Как такое явление называется в науке о языке?
Задание №2. Объясните очень кратко, но точно смысловые различия между следующими омонимами: барыня – барыня - русская пляска помещица петрушка – петрушка - корнеплод кукла
Станция седьмая «Решающая».Толковый словарь Орфографический словарь Орфоэпический словарь Этимологический словарь Словообразовательный словарь Словарь синонимов Словарь антонимов
Лексика «Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата.» (А.Гитович.)
Использованная литератураАрсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. Под ред.Крысина Л.П., М., Просвещение, 1995. Книгина М.П., Русский язык 5 класс. Тесты, Изд-во «Лицей», 2006. Лебедев В.А. Поурочные разработки. К учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык 5класс», М., «Дрофа», 2001. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2004.