Лекция № 6 Лекция № 6 Грамматическое значение и способы его выражения
Термин «грамматика» (из др.греч. Grammatike techne – букв. «письменное искусство» – от gramma «буква» неоднозначен: Термин «грамматика» (из др.греч. Grammatike techne – букв. «письменное искусство» – от gramma «буква» неоднозначен: Он обозначает и науку – раздел языковедения, и объект этой науки – объективно существующий в каждом языке грамматический строй.
Грамматический строй – совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры, либо в более узком смысле – как совокупность правил построения: Грамматический строй – совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры, либо в более узком смысле – как совокупность правил построения: 1. лексических единиц, прежде всего слов из морфем, 2. связных высказываний и их частей – из лексических единиц, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли.
Элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами, называют грамматическими значениями. Элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами, называют грамматическими значениями.
Если в слове грамматические значения выражаются особенностями построения слова, его отдельными частями, чередованиями ,ударением и т.д., то в словосочетании и предложении к этим грамматическим средствам присоединяются другие – порядок расположения слов, интонация, служебные слова и т.д. Если в слове грамматические значения выражаются особенностями построения слова, его отдельными частями, чередованиями ,ударением и т.д., то в словосочетании и предложении к этим грамматическим средствам присоединяются другие – порядок расположения слов, интонация, служебные слова и т.д.
Грамматические средства, применяемые в языках, являются формальными показателями соответствующих грамматических значений. Грамматические средства, применяемые в языках, являются формальными показателями соответствующих грамматических значений.
Петров – студент. Петров – студент. 1. Имя собственное ПЕТРОВ выражает представление о конкретном лице, носящем такую фамилию, 2. нарицательное существительное СТУДЕНТ выражает понятие о классе лиц, учащихся в вузах.
1. значение утверждения некоторого факта 1. значение утверждения некоторого факта 2. значение нарочитого отождествления двух мыслимых единиц 3. значение отнесенности факта к настоящему моменту времени, что выражено здесь отсутствием глагола 4. значение единственного числа, выраженное и в одном, и в другом слове отсутствием окончания 5. значение безусловной реальности факта, также выраженное отсутствием глагола 6. далее оба существительных относятся к мужскому грамматическому роду
Грамматические значения выявляются в противопоставлениях. Грамматические значения выявляются в противопоставлениях. Грамматические противопоставления (оппозиции) образуют системы, называемые грамматическими категориями.
Грамматическую категорию можно определить как ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений, систематически выражаемых теми или иными формальными показателями. Грамматическую категорию можно определить как ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений, систематически выражаемых теми или иными формальными показателями.
Есть грамматические категории, находящие выражение в формах слова, простых (синтетических) или сложных (аналитических). Есть грамматические категории, находящие выражение в формах слова, простых (синтетических) или сложных (аналитических).
Грамматические категории: Грамматические категории: 1. формообразовательные, проявляющиеся прямо в образовании форм данного слова (наклонение и время в глаголе) 2. классификационные, присущие данному слову во всех случаях его употребления и тем самым относящие это слово к какому-то классу слов.
По характеру передаваемых значений грамматические категории можно разделить на три типа: По характеру передаваемых значений грамматические категории можно разделить на три типа: 1. объективные отражают наблюдаемые и преломляемые сознанием человека связи и отношения объективной действительности (число в именах существительных)
2. субъективно-объективные отражают соотношение между описываемой ситуацией и положением субъектов (категории лица, времени) или устанавливают тот угол зрения, под которым рассматривается действительность (залог, вид) 2. субъективно-объективные отражают соотношение между описываемой ситуацией и положением субъектов (категории лица, времени) или устанавливают тот угол зрения, под которым рассматривается действительность (залог, вид)
3. формальные используются для сигнализации факта связи между словами, но не отражают каких-либо различий в объективной действительности или в ее субъективном восприятии (грамматический род тех существительных, у которых он не связан с полом) 3. формальные используются для сигнализации факта связи между словами, но не отражают каких-либо различий в объективной действительности или в ее субъективном восприятии (грамматический род тех существительных, у которых он не связан с полом)
граммемы большинства категорий многозначны. граммемы большинства категорий многозначны. Из своего «семантического спектра», т.е. из набора потенциально присущих им в языке значений, они в речи, в разных случаях употребления «актуализируют» то одно, то другое.
От грамматических категорий нужно отличать грамматические разряды слов. От грамматических категорий нужно отличать грамматические разряды слов. Среди этих разрядов есть семантико-грамматические и формальные.
Семантико-грамматические разряды характеризуются семантическими особенностями, проявляющимися в грамматическом функционировании соответствующих слов. Семантико-грамматические разряды характеризуются семантическими особенностями, проявляющимися в грамматическом функционировании соответствующих слов. Самые крупные из этих разрядов – части речи.
Формальные разряды различаются по способу образования грамматических форм входящих в них слов. Формальные разряды различаются по способу образования грамматических форм входящих в них слов. Это деклинационные классы (ср.склонения слов ВЕСНА и ОСЕНЬ), разные типы образования степеней сравнения и т.д.
Грамматическая наука традиционно подразделяется на два больших отдела— морфологию, или грамматику слова, и синтаксис, или грамматику связной речи. Разделение на морфологию и синтаксис в известной мере условно, так как грамматические значения, стоящие за изменением форм слова, полностью раскрываются только при учете синтаксических функций этих форм, т. е. их функций в рамках словосочетания и предложения. Грамматическая наука традиционно подразделяется на два больших отдела— морфологию, или грамматику слова, и синтаксис, или грамматику связной речи. Разделение на морфологию и синтаксис в известной мере условно, так как грамматические значения, стоящие за изменением форм слова, полностью раскрываются только при учете синтаксических функций этих форм, т. е. их функций в рамках словосочетания и предложения.