А 1. Орфоэпические нормы Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского языка,ЗАТО п. Солнечный, МКОУ-СОШ № 2,2011 г.
А 1. Орфоэпические нормыВ каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?брАла 3) свЁкланачАли 4) килОметр2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?зАвидный 3) звОнитсУдно 4) дЕяние3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?дОгола 3) ЭкспертдОбыча 4) скОльким (городам)
А 1. Орфоэпические нормы4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?дОсуг 3) сОзывпОняв 4) гЕрбовый5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?полОжить 3) принЯтыподнЯлась 4) ходАтайствовать6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?алфАвит 3) позвОнимдефИс 4) понЯл
А 1. Орфоэпические нормы7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?нАжился 3) опошлИтьпозвОнишь 4) вручИт8. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?нАверх 3) прИданоебАловать 4) начАв9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?создАлась 3) изогнУтыйдОлжностей 4) звОнит
А 1. Орфоэпические нормы10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?низвЕден 3) щАвельзАгодя 4) облИлась11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?квАртал 3) местностЕйпрОстыня 4) оцененА12. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?сОрит 3) опредЕлензанЯла 4) знАчимость
А 1. Орфоэпические нормы13. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?лгАла 3) лИлаклАла 4) рвАла14. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?кухОнный 3) обОстришьдокУмент 4) тОрты15. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?цЕмент 3) исклЮчитбАлованный 4) прИняли
А 1. Орфоэпические нормы16. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?квартАл 3) бантЫначАтый 4) донельзЯ17. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? кранЫ 3) избалОванный красивЕйший 4) черпАть18. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? обОстренный 3) налИвший катАлог 4) одОлжит
Ответы: свЁкла 11) оцененА сУдно 12) знАчимостьскОльким 13) клАлагЕрбовый 14) тОртыходАтайствовать 15) прИнялидефИс 16) квартАлвручИт 17) избалОванныйначАв 18) налИвшийсоздалАсь зАгодя
А 1. Орфоэпические нормыИсследование.Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.1.Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. 2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. 3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота.
А 1. Орфоэпические нормыИсследование. Проверим!1. В словах, оканчивающихся на – ПРОВОД, ударение всегда на конце слова: водопровОд. 2. Если существительное одушевлённое, то ударение падает на середину слова: филОлог. Если неодушевлённое – на конец слова: каталОг, эпилОг, пролОг, некролОг, диалОг, монолОг. 3. Если существительное образовано от ГЛАГОЛОВ, то ударение падает на суффикс –от-: икОта, зевОта, дремОта, ломОта. Если существительное образовано от ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ – на окончание: немота, глухота, духота, красота.
Употребление фразеологических оборотовИсправьте ошибки в употреблении фразеологизмов. Объясните суть каждой ошибки.1. Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд.2. Ему воскуряли дифирамбы.3. Мы идем в ногу со своим временем. 4. Решение задачи привело в тупик. 5. Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы. 6. Затея лопнула, как карточный домик. 7. Он работал, опустив рукава.
Употребление фразеологических оборотов. Проверяем1. Сизифов труд — это труд бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах.2. Смешаны части двух фразеологизмов: воскурять фимиам и петь дифирамбы.3. Нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм «в ногу со временем» слова «свой».4. Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «зашло в тупик».5. Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш.6. Смешение двух фразеологических оборотов: «разлететься, как карточный дом и «лопнуть, как мыльный пузырь».7. Нарушение целостности фразеологического оборота «работать спустя рукава».
Источники:Единый государственный экзамен. 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр. 2011Будникова Н. Н., Дмитриева Н. И., Холявина Т. Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2009