Технология разноуровневого обучения.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования: 1.Повышается активность; 2.Повышается работоспособность; 3.Повышается мотивация к изучению; 4.Улучшается качество знаний.
Введение такой организации учебного процесса приводит к необходимости: а) разработки четких требований к каждому уровню , исходя из целей обучения; б) разработки критериев отбора учащихся в соответствующий уровень.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют: . психолого-педагогическая диагностика учащегося; . сетевое планирование; . разноуровневый дидактический материал. Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т.д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения. Разноуровневый дидактический материал - структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями, которые являются гарантами саморазвития личности.
Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей; В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют, как правило, три уровня: 1 минимальный (государственный стандарт), 2 базовый , 3 вариативный (творческий или усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).
Критерии отбора учащихся в тот или иной уровень: результаты тестирования на знание базового материала; желание самих учащихся; рекомендации психолога.
Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.
Примерное разделение учащихся на три группы. первую группу образовали ученики “тугодумы” с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим. Во вторую группу войдут дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного. В третью группу войдут дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.
Особенностью использования технологии уровневого обучения является: необходимость проектирования целей трех уровней - репродуктивных, конструктивных, творческих. Для каждого уровня учитель определяет, что ученик на данном уровне должен узнать, понять, суметь.
Основные принципы технологии разноуровнего обучения: всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом; взаимное превосходство – если у кого-то, что-то получается хуже, чем у других значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать; неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть окончательным. Чтобы эта работа давала свои результаты надо, чтобы она была не спонтанной, а целенаправленной и систематичной.
Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.
Важным условием разноуровневого обучения является работа с учащимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций: добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала ; условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу; главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки; возможна добровольная дифференцированная посадка учащихся класса по уровням; приступая к изучению новой темы, учащиеся знакомятся с таксономией целей и итоговым эталоном полного усвоения; текущий контроль за усвоением учебного материала проводится по двухбалльной шкале (зачет - незачет - пустая клеточка в оценочной ведомости), итоговый контроль - по трехбалльной шкале (зачет, хорошо, отлично); по каждой укрупненной единице усвоения проводится вводный и итоговый контроль: для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения; в случае затруднений каждый получает помощь и этой помощью следует обязательно воспользоваться, чтобы не нарушать ритм совместной учебной работы; возможно освобождение от обязательного домашнего задания учащихся, овладевших в процессе классной работы уровнем не ниже базового; при оперативной работе школьника на уроке возможно выполнение обязательной части домашнего задания за счет экономии времени на выполнение планируемой нормы; ведущие понятия, алгоритмы, способы деятельности, теории, законы т.п. обязательно проговариваются и отрабатываются в парах сменного состава каждым учеником.
Действия учителя и учащихся На этапе подготовки к основному виду деятельности после информации о цели учебного занятия проводится вводный контроль . Эта работа завершается взаимопроверкой, коррекцией выявленных пробелов и неточностей, прослушиванием образцов лучших ответов, демонстрацией работ. В условиях разноуровневого обучения вводное тестирование предлагается с обязательной и дополнительной частями, выполнение которых может оцениваться рейтинговой методикой. Для обеспечения полной ориентировочной основы деятельности школьников на данном учебном занятии учащимся сообщается объем обязательной и сверхнормативной частей работы, критерии оценивания, информация о домашнем задании . На этапе усвоения новых знаний объяснение нового материала дается в емкой, компактной форме, обеспечивающей перевод на самостоятельную проработку учебной информации основной части класса. Для остальной части предлагается повторное объяснение с использованием дополнительных дидактических средств. На этапе закрепления обязательная часть заданий проверяется с помощью само- и взаимопроверки. Сверхнормативная часть работы чаще всего вначале оценивается учителем, а затем наиболее значимые для класса результаты докладываются товарищам. Этап подведения итогов учебного занятия начинается с контрольного тестирования. После само- и взаимопроверки итогового теста учащиеся подсчитывают рейтинговые баллы и оценивают свою работу на учебном занятии. Эти оценки чаще всего заносятся в ведомости успеваемости группы, а затем обобщаются учителем.
Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта. Тематическое планирование осуществляется для укрупненных единиц усвоения и предусматривает подготовку технологической карты (в виде таксономии целей) для учащихся, в которой по каждой единице указаны уровни ее усвоения: 1) знание (запомнил, воспроизвел, узнал); 2) понимание (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой); 3) применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации); 4) обобщение систематизация (выделил части из целого, образовал новое целое); 5) оценка (определил ценность и значение объекта изучения). Для каждой единицы содержания в технологической карте закладываются показатели ее усвоения, представленные в виде контрольных или тестовых заданий.
Методика уровневого обучения может быть использована как при индивидуальной работе с учениками, так и при работе учащихся в группах. Группы могут быть различными по составу: гомогенными и гетерогенными. Гомогенные группы объединяют учащихся, имеющих одинаковый уровень учебной подготовки. Гетерогенные группы включают учащихся разного уровня обученности. Из состава такой группы выделяется ученик-консультант, как правило, хорошо знающий предмет, владеющий логической речью, который оказывает помощь учителю в работе с членами группы. Учитель должен провести подготовительную работу с консультантами.
При систематическом использовании методики уровневого обучения по мере развития ученики могут переходить с одного уровня обученности на другой, более высокий.
Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе урока. Например, при проверке домашнего задания ученику общего уровня предложить решить задание с использованием тех правил, которыми он пользовался при выполнении домашней работы, для более способных – придумать задачу, обратную данной. А с учениками, которые испытывают трудности в изучении математики, повторить все правила и прокомментировать решение домашнего упражнения. Здесь надо ещё учитывать то, что домашнее задание тоже даётся по группам. При этом преследуются различные цели. Для одних домашняя работа – это возможность повторить и закрепить знания и навыки, полученные на уроке, для других – попробовать применить их самостоятельно.
Уроки закрепления и обобщения учебного материала предполагают применение широкого спектра различных форм и методов обучения. Для этого можно использовать работу по группам разного уровня, уроки – практикумы, разноуровневая работа в течение всего урока, когда учитель индивидуально работает с каждым уровнем отдельно, выполняя различные задачи.
Разноуровневое обучение предполагает различные формы работы: коллективную , групповую , индивидуальную . Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.
Разноуровневое обучение и дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам. При таком обучении: учащиеся приобретают и большую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определенных предметах. В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных особенностей учащихся. Использование разноуровневой технологии позволяет каждому ученику принимать самое активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания. Система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика. Сам ученик, принимая ответственность на себя за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей: Для первой группы (группа “А”) 1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Для второй группы (группа “В”) 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом. Для третьей группы (группа “ С”) 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся. Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Одной из систем контроля, отвечающей этим требованиям, может служить система оценки знаний по рейтингу. Она заключается в следующем. Все оценки условно делятся на 5 групп и каждой группе присваивается свой коэффициент ( по рейтингу ), который возрастает с учетом значимости оценки. Так, 1 - (номер группы оценок совпадает с коэффициентом по рейтингу) сюда можно отнести оценки за индивидуальные ответы по очередной теме учебного курса, ответы по домашнему заданию, поощрительные оценки за решение достаточно трудных задач на уроке и т.д. 2 - оценки зa самостоятельные, проверочные работы по небольшой теме курса. 3 - оценки в результате сдачи зачетов по более крупным темам или проверочные работы, фронтальные опросы в конце изучения темы. 4 - контрольные работы (как правило, по большой теме). 5 - контрольные работы, зачеты, экзамены итогового характера ( за четверть, за полугодие, за год). Итак, чем больше рейтинговый коэффициент оценки, тем она значимее, и наоборот. Так, например, полученная учеником оценка "'5" по контрольной работе с коэффициентом “4”, означает, что он получил сразу четыре “5” и т.д. В течение определенного времени ( 1 или 2 раза в месяц, обязательно по окончании четверти, учебного года) у каждого ученика подсчитывается его рейтинг ( с точностью до сотых долей балла).
При оценивании ЗУН обучающихся используются следующие отметки: на уровне С и В — «2», «3», "4», «5»; на уровне А — «2», «3, «4». На этом уровне обучающийся может получить «5», ответив на дополнительный вопрос и (или) выполнив дополнительное задание уровня В. На уровне В и С в зависимости от объема правильно выполненного задания выставляются следующие отметки: «5»— при условии правильного выполнения задания в объеме 86-100%; «4» —70-85%; «3» —51-69%; «2» — менее 51%. На уровне А в зависимости от объема правильно выполненного задания выставляются следующие отметки: «5» — при условии правильного выполнения задания в объеме 86-100% и выполнения дополнительного задания уровня В; «4» — 86-100%; «3»-51-85%; «2» —менее 51%.
В чем сущность уровневого обучения? 1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся. 2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных. 3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики. 4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному. 5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.