Психологические особенности здоровьесбережения педагога и учащегося ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ГБОУ СОШ №840 БОРУТТО Е.А.
Принципы здоровьесбережения «Не навреди!» - методы, приемы должны быть обоснованными, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся Комплексный, междисциплинарный подход- единство в действиях педагогов, психологов и врачей. Успех порождает успех - в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. Активность - активное включение в любой процесс снижает риск переутомления. Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки.
Благоприятный психологический климат на уроке Главная цель учителя научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению и создать благоприятную психологическую обстановку в классе. Учитель может добиться интереса разными способами: во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным, во-вторых, за счет личностных качеств учителя, в-третьих, взаимный интерес.
Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся Качества учителя, оказывающие НЕГАТИВНОЕ влияние на учащихся Авторитарность (иногда достигающая степени деспотичности), категоричность, бескомпромиссность - педагогическая тактика и стиль общения как проявление черт характера и недостаточность профессиональной компетенции, связанной с невозможностью другими способами замотивировать учащихся на учебную деятельность и соблюдение дисциплины. повышают уровень психической напряжённости ученика, провоцируют к появлению симптомов стресса, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические, психологические ресурсы,способствует снижению самооценки учащихся, создаёт у них предпосылки к выработке и закреплению психологических моделей манипулятивного и зависимого поведения. Авторитарность не следует путать с требовательностью, разумной строгостью, самодисциплиной учителя и соответствующим воспитательным воздействием на учащихся.
Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность Непредсказуемость поступков и реакций учителя: повышает уровень стрессированности, тревожности школьников, порождает определённую тенденцию при выставлении оценок, создаёт в классе нервозную атмосферу, с повышенным риском возникновения эмоциональных конфликтов, в как между педагогом и учащимся, так и между учащимися на основе неадекватной оценки. Если подобные проявления у педагога становятся частыми и явно выраженными, привычными, то они наносят невосполнимый ущерб здоровью и самого учителя, и его учеников.
Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность, Отличают тип учителя, которого точнее назвать урокодателем. Такие проявления основываются на равнодушии к людям, отсутствии интереса к своей работе, иногда сочетаются с безответственностью. Вероятность использования здоровьесберегающих технологий в таких случаях минимальна. (Не надо путать с чертой характера как замкнутость, проявлениями интроверсии.)
Недоброжелательность, злость враждебность как проявления черт личности Реакции на неудовлетворённость жизнью, нерешёнными проблемы. Неизбежно сочетаются с завистливостью, расчётливостью и подобными чертами, осложняющими жизнь самому человек и его окружающим. В педагогической работе таких учителей явно прослеживается тенденция на поиск внешних причин своих неудач, что самым негативным образом отражается на психологическом состоянии их учеников и на воспитательном воздействии.
Внешние факторы неправильный выбор профессии, разочарование в работе, несбывшиеся надежды на карьеру, финансовые проблемы, неустроенность личной жизни, не сложившиеся отношения в школе или с классом и т.д. Часто это проявления синдрома выгорания!Более глубокие причины могут касаться чувства незащищенности (что порождает страхи или защитную агрессивность), проявления агрессивности в этих случаях различны, но всегда чреваты конфликтами и повышенным риском психотравматизации школьников и педагогов.
Примеры такого поведения: Такие приёмы передачи учителем своего эмоционального состояния часто затрудняют общение, процесс обучения и приводят к психологическому дискомфорту .
Качества учителя, оказывающие ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ влияние на учащихся. Способность учителя к сочувствию, сопереживанию (эмпатии) способствует снижению стрессогенной атмосферы, нередко возникающие на уроке, благоприятно отражается на психологическом здоровье школьников, позволяет учителю с большей эффективностью реализовывать индивидуальный подход к учащимся.Способность к рефлексии как умению посмотреть на себя и всю ситуацию. Для учителя это один из элементов и индикаторов педагогического профессионализма. Поддаётся развитию благодаря участию в психологических тренингах и индивидуальной работе с психологом.Умение владеть своими эмоциями, быстро и результативно приводить себя в необходимое психофизиологическое состояние.
Умение эффективно слушать, включает качество слушания, управление диалогом, поддержание обратной связи с учащимся. Это одна из важнейших профессиональных компетенций учителя, непосредственно связанная с характером психологического воздействия на ученика и обучение.Проявления поисковой активности, лежащие в основе личностного развития и профессионального самосовершенствования, тесно связанные с уровнем креативности и адаптационных возможностей. Это качество учителя оказывает многофакторное влияние на результативность учебной работы ( её творческую составляющую), психологическое состояние школьников, достигаемые показатели их воспитания (модель поведения. система ценностей, комплекс навыков).
Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни, даже если это не очень нравится, но не ущемляет ничьих прав и свобод, в том числе собственных. Это осознанное и мудрое принятие реалий жизни, предоставление возможности другим людям мыслить и поступать по-своему. Способность в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты, представлять "как слово наше отзовётся" в будущей жизни ребёнка, что вырастет из семечка, посаженного на обычном уроке. Способность высказывания собственных чувств, например: «Я рассержена», « Мне неприятно говорить о…», « Я огорчена…»Способность описания своего физического состояния, например: « Мне стало легко и хорошо!». Иногда человеку проще описать свои ощущения, чем назвать эмоцию. Способность правильно сочетать напряжённо-серьёзный материал и юмористическое высказывание.Разумность в своих педагогических требованиях.
Арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка и сохранению его здоровья. доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое (лирическое) отступление. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить.
Только в обстановке психологического комфорта и эмоционального благополучия работоспособность учащихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам, а также сохранению здоровья вам, дорогие учителя, и вашим ученикам!!!.
за внимание ипонимание!