План-конспект урока по праву План-конспект урока по праву (10 класс) «Происхождение государства и права» (параграф 1, стр. 6-11) Учебное пособие Основы права.10-11 кл: учебник. для общеобразоват. учреждений: \ (А.Ф. Никитин – М.-: Дрофа, 2006. – 413 с. Абасян Р.К.
Цели урока Образовательная – изучение теорий происхождения государства и права. Воспитательная – привитие уважение к идеям демократии, государственной власти и праву. Развивающая – продолжение развитие способности сравнивать правовые идеи, навыков работы с учебным текстом, с источником. Тип урока - комбинированный урок. Оборудование урока Учебные пособия. Интерактивная доска.
«Происхождение государства и права». План урока Повторение пройденного. Изучение основных теорий происхождения государства и права. Закрепление пройденного материала. Определение домашнего задания. Подведение итогов работы на уроке.
Повторение Объективное право – система правил, установленных государством, за нарушения которых государство наказывает (уголовное право, гражданское право, налоговое право). Субъективное право – возможность человека поступать так, как ему разрешено государством (право на жизнь, право на образование, право на труд).
Государство – механизм властного управления обществом. Государство – механизм властного управления обществом. Признаки государства: Территория. Народ. Чиновники, осуществляющие власть. Силовые структуры (армия, правоохранительные органы). Суверенитет – независимость государства. Законодательство.
Тема «Происхождение государства и права» Прочитать текст на стр. 6 и ответить на вопросы: - Какая существует взаимосвязь между государством и правом? - Государство и право - … В лице чего государство предстаёт перед обществом? - Принимают законы и гарантируют их реализацию от лица государства… Какие функции по отношению к государству выполняет право? По отношению к государству право…
Теологическая теория происхождения государства Фома Аквинский (1225-1274): Прочитать текст на стр.6 и указать основные идеи теологической теории: - Государство и право создал Бог. - Государственная власть божественна и незыблема. - Посягательства на государственную власть – тяжкий грех.
Патриархальная теория происхождения государства Аристотель (384-322): Прочитать текст на стр. 6-7 и записать основные идеи патриархальной теории: - Рождение государства и права связано с семьёй.
Теория общественного договора Дж. Локк (1632-1677): - Прочитать текст на стр.7 и указать главные идеи договорной теории: - Отрицание божественного происхождения государства и права. - Государство и право созданы людьми. - Для создания государства люди заключили добровольное соглашение (договор). - Часть своих прав люди передали государству. - Государство обязалось охранять безопасность граждан.
Теория насилия Теория насилия Е. Дюринг (1833-1921) - Государство создано в результате завоевания одного народа другим.
Классовая теория происхождения государства Карл Маркс (1818-1883) Внимательно прочитайте текст на стр. 9, ответьте на вопросы: В чём К. Маркс видел причины образования государства? Какие этапы составляют историю происхождения государства? Когда, по мнению, К.Маркса, необходимость в государстве отпадёт?
Классовая теория происхождения государства Главная причина образования государства – экономическая: Неравенство экономическое привело к неравенству социальному (образовался слой бедных и богатых). Появились социально-экономические противоборствующие группы (рабы-рабовладельцы, крестьяне-феодалы, рабочие-предприниматели). Более богатые группы создали государство с целью охраны своих интересов и угнетения других групп. После ликвидации буржуазии (класса предпринимателей) власть окажется у рабочих, и необходимость в государстве отпадёт.
Повторение Как связаны государство и право? Почему теорий происхождения государства и права существует несколько? Как Вы думаете, почему исторически первые теории происхождения государства были связаны с религией? В чём прогрессивность Договорной теории? Аристотель считал, что семья послужила прообразом для развития государства, а какова взаимосвязь семьи и государства, семьи и права?
Домашнее задание Прочитать параграф 1 «Происхождение государства и права», стр. 6-11, приготовить устные ответы на вопросы №5,6 на стр. 10. Прочитать фрагмент работы С. Алексеева на стр. 11 и ответьте письменно на следующие вопросы: 1.Что послужило основой для образования права? 2. Что из себя представляли первые правовые памятники? 3. Отношения какого характера регулировали табу в период первобытности? 4. Почему именно табу стали предвестниками юридических норм?