Проблемы подросткового возраста и его особенности
Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Тинейджер - (10 – 19). Отрок - "не имеющий права говорить", значение этого слова - раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека.
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста и его особенности. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги – и, в последнюю очередь ,туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность.
Особенности подросткового кризиса: Эмоциональная нестабильность; сексуальное возбуждение; половая идентификация, новый образ физического «Я», влияние темпа созревания на образ «Я» и самосознания
Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Социальная ситуация развития – эмансипация от взрослых и группирование.
Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. 1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом; 2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.; 3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
Учебная деятельность и познавательное развитие подростков В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.
«Чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы.
Кризис возраста Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не способен анализировать причины происходящего с ним. В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков. Может быть, это связано с тем, что требования к самоопределению юношей и мужчин в нашем обществе традиционно жестче, чем аналогичные позиции для девушек и женщин. Существуют два основных пути протекания данного кризиса: независимости и зависимости
Основные проявления подросткового кризиса Негативизм Склонность к анализу Подростковая депрессия Суицидальное поведение
Подростковые комплексы Комплекс внешности Комплекс финансов Комплекс неразделенной любви Комплекс «отличника»
Чтобы избежать комплексов, подросток должен знать, что он любим и ценен для своих родителей. Он должен чувствовать, что его уважают, с ним считаются. Ребенок должен понимать, что его ценность не в том, что он самый красивый или самый умный, а в том, что он – уникальный, в том, что он – есть. Важно объяснить и показать на примере, что деньги – далеко не главное в жизни, что любовь – придет обязательно и будет прекрасной.
Для подростков наиболее значимыми являются 7 базовых потребностей: Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами Потребность быть отличным от других Потребность в самоизучении и самоопределении Потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми Потребность в физической активности Потребность в компетентности и успешности Потребность в развитии и стабильности
Советы педагогам, работающим с подростками
Физическое развитие Учебная деятельность должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростка Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков Способствовать пониманию и приятию подростками физических изменений Создавать условия, разрешающие ученикам двигаться, избегать долгих периодов монотонной работы Проводить физические занятия, ежедневные упражнения для всех учащихся В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спортом, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены
Психосоциальное развитие Содействовать взаимодействию учеников разных полов, культурных и социоэкономических характеристик Создавать условия для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях Обеспечивать возможности для совершенствования речи Обеспечивать деятельностью, раскрывающей социальные нормы и обычаи различных культур, предлагать развивающую и досуговую деятельности, соответствующие потребностям современных подростков Предлагать подросткам информацию о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками
Познавательное развитие Подростки при переходе к стадии формальных операций нуждаются в возможностях логически обосновывать устные утверждения в отсутствии реальных объектов Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, учет индивидуальных отличий поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных учебных стилей и различных познавательных уровней Предоставление учащимся возможности исследовать свои интересы и способности Систематически предлагать воспитательные мероприятия по формированию нравственного мышления Формировать и поддерживать творческий подход к осуществлению деятельности
«В современном обществе существуют две самостоятельные группы — взрослых и детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая.» К.Левин