Право-полушар-ные детиКраткая психологическая характеристика: богатое воображение;хорошо развито образное мышление;прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями;могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать;трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях; хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-научного и физико-математического циклов. Стратегии поддержки.Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками. Учить детей делить учебный материал на смысловые части, выделять в них главное, составлять опорные логические схемы, активно развивать образную память, активно развивать образную память учащихся.
Тревожные дети
Перфекционисты и «отличники» Краткая психологическая характеристикаответственность, организованность, исполнительность.Если они выполняют задание, то стремятся, сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке соей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено, и должно получить соответствующую (естественно высокую!) оценку. Стратегии поддержкиОчень важно помочь таким детям скорректировать их уровень притязаний и помочь осознать собственные способности. Развивать адекватную самооценку. Чаще поощрять и оказывать эмоциональную поддержку, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи – оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что это не повод для отчаяния, а рабочая естественная ситуация, где допустимы успехи и неудачи.
Психические функции формируются через наличие внешних опор. Очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции различные материальные средства. Такими средствами могут быть: часы, отмеряющие время, которое требуется для выполнения задания, таймер, составление списка необходимых дел (их вычеркивание по мере выполнения), линейка, указывающая на нужную строчку, закладка и т.д.Можно использовать направляющие вопросы: «Ты ,сейчас, что делаешь?», «Что будешь делать дальше?» и т.д. Научить ребенка составлять план действий, работать по алгоритму (с предварительным проговариванием), развивать функции контроля, т.е. навыки самопроверки: по завершению работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания.
Астеничные дети Краткая психологическая характеристика:Высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, это связано с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены. Особенно пугают внезапные вызовы к доске, потому что ребенок не может мгновенно собраться с мыслями. Он теряется, краснеет, не может ответить и потом долго и мучительно переживает свой «позор». Тяжелая и напряженная работа вызывает раздражение, ребенок может заплакать от чувства бессилия. Поэтому он нуждается в периодическом отдыхе или чередовании разных видов деятельности. Но в любом случае это должна быть не очень интенсивная физическая и психологическая нагрузка.Стратегии поддержки.При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребенок не может соответствовать. Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать, оказывать дозированную помощь в очень тактичной, ненавязчивой форме. Малейшие успехи должны быть замечены и поддержаны, закреплены. Иногда может быть оправданной и немного завышенная оценка, в целях повышения его уверенности в себе, изменение самооценки.
Гипертимные дети
Дети – синтетики Синтетический или глобальный стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделение опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы и конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа была написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. Синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности – от общего к частному. При изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь, учить составлять логические схемы, структурировать учебный материал.
Аудиалы и кинестетики Особенности восприятия учащимися информации (поведенческие признаки)
Стратегии поддержки.Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, т.е. могли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и пользовались этим знанием при повторении учебного материала.Аудиалы могут воспользоваться речью, т.е. очень тихо проговорить задания вслух. (Чтобы это никому не мешало, стоит подумать, в какое место класса лучше всего посадить такого ребенка). В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Им не потребуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность.