Консультация – это, прежде всего общение, установление эмоциональных контактов, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности. Консультация – это, прежде всего общение, установление эмоциональных контактов, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности. Консультирование – профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, сохранения, повышения качества жизни. Социальное консультирование – технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.
Рефлексивное консультирование Рефлексивное консультирование Проектное консультирование Технологическое консультирование Прогностическое консультирование
1. Принцип анализа подтекста 1. Принцип анализа подтекста 2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций 3. Принцип системности 4. Принцип уважения личности клиента 5. Принцип компетентности и профессионализма 6. Принцип доверительности и сотрудничества 7. Принцип конфиденциальности 8. Принцип результативности
1. Анализ проблемы 1. Анализ проблемы 2. Постановка проблемы 3. «Разблокирование» предыдущей системы ценностей 4. «Изменение» существующей системы ценностей 5. «Заблокирование» новой ценностно-нормативной системы
Монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом Монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом Диалог, свободная беседа клиента и консультанта Ответы консультанта на прямые вопросы клиента Разнообразные тестирования Различные тренинги и обучения
Принцип заинтересованности клиента Принцип заинтересованности клиента Принцип ситуативного контроля Принцип органичности и естественности Принцип незавершённости
Передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способов деятельности; Передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способов деятельности; Предоставление необходимой клиенту информации; Аксиокоррекция, аксикреация, аксиогенез; Контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни клиента; Формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире; Обучение человека эффективным и адекватным способам разрешения ценностно-нормативных конфликтов.
1) Проективное консультирование; 1) Проективное консультирование; 2) Способ консультирования процесса; 3) Рефлексивное консультирование; 4) Прогностическое консультирование; 5) Интервью как метод консультирования; 6) Игровые методы в консультировании; 7) Социально-психологический тренинг.
1. Бадхен А. А., Родина А. М. Мастерство психологического консультирования //СПБ. – 2010. – 184 с. 1. Бадхен А. А., Родина А. М. Мастерство психологического консультирования //СПБ. – 2010. – 184 с. 2. Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие //Владивосток: Изд-во ДВГТУ. – 2012. – 92 с. 3. Немов Р. С. Основы психологического консультирования //Просвещение. – 2009. – 112 с. 4. Словарь-справочник по социальной работе. В 2-х т. // Издательство «Новая книга» – 2011. – 126 с. 5. Теория и практика социальной работы. В 2-х т. // Издательство «Союз». – 2013. – 109 с. 6. http://abc.vvsu.ru – дата обращения 11.10.2014.
1. Дайте определения понятиям «консультация», «консультирование», «социальное консультирование». 1. Дайте определения понятиям «консультация», «консультирование», «социальное консультирование». 2. Перечислите виды консультирования и кратко их охарактеризуйте. 3. Назовите принципы и этапы консультирования 4. Что такое аксикреация? 5. Перечислите формы и способы воздействия на клиента. 6. Назовите основные принципы консультирования. 7. Обозначьте и дайте характеристику методам консультирования.