Вдовенко Татьяна Владимировна учитель муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» села Мельничное Красноармейского муниципального района Приморского края
СУРИКОВ СУРИКОВ Василий Иванович - великий художник XIX века 12 (24) января 1848 Красноярск 6 (19) марта 1916 Москва
Василий Иванович Суриков Василий Иванович Суриков родился 12 (24 по новому стилю) января 1848 года в городе Красноярске. Его семья принадлежала к старинному казачьему роду. Суриковы упоминаются в летописях, как завоеватели
В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. И край-то какой у нас… Горы у нас целиком из драгоценных камней - порфир, яшма. Енисей чистый, холодный, быстрый… Главное, я красоту любил. Во всем красоту… Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался - думал: почему это так красиво? Знаете, что значит симпатичное лицо? Это то, где черты лица сгармонированы. Пусть нос курносый, пусть скулы, - а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали,- сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти. В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. И край-то какой у нас… Горы у нас целиком из драгоценных камней - порфир, яшма. Енисей чистый, холодный, быстрый… Главное, я красоту любил. Во всем красоту… Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался - думал: почему это так красиво? Знаете, что значит симпатичное лицо? Это то, где черты лица сгармонированы. Пусть нос курносый, пусть скулы, - а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали,- сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти. (В.И. Суриков).
Семья художника
Детство
Талантам надо помогать, Талантам надо помогать, Бездарности пробьются сами. Лев Озеров
Петербургская Академия художеств Первая самостоятельная работа Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Для начинающего художника картина великолепна по техническому, композиционному и колористическому решению. В то время Сурикова увлекли темы из древней истории: античность, Рим, Египет, первые века христианства. Свою первую премию Василий Иванович получил за великолепный эскиз «Пир Валтасара» 1874. Репродукция и статья об этой картине были помещены в журнале «Всемирная иллюстрация» . А после выхода в свет картины «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста», 1875, молодой художник получил очень выгодный заказ на выполнение росписи для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя. С этого времени биография Василия Сурикова прочно и неразрывно связана с постоянной кропотливой работой над своими великолепными масштабными историческими работами.
Москва …почувствовал я себя Здесь уютнее, чем в Петербурге. Было в Москве что-то гораздо больше напомнившее мне Красноярск, особенно зимой. …И вот однажды иду я по красной площади , кругом ни души…
«Утро стрелецкой казни» В течение нескольких лет Суриков не писал ничего постороннего. Захватившая идея картины полностью заполнила все его мысли. Изобразив последние минуты перед началом казни стрельцов, выступивших в 1698 году на стороне царевны Софьи против петровских реформ, Суриков создал поистине масштабную картину-трагедию о судьбе народа на одном из изломов его истории.
«Утро стрелецкой казни» Центральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем является противостояние стрельцов царской тирании. Наиболее символичен образ рыжебородого стрельца. Его руки связаны, ноги закованы в колодки,
Меньшиков в Березове Замысел картины появился в деревне Перерве под Москвой, куда семья живописца выезжала на лето. Они сняли крохотную избушку без печки, с низким потолком и маленькими окошками. И-за дождливой погоды все семейство сидело дома, кутаясь в платки и шубы. Однажды, оглядев домочадцев, собравшихся у стола, суриков вдруг понял, что вот так же когда-то сидел любимец и ближайший сподвижник Петра-I – Александр Данилович Меньшиков, после смерти государя сосланный с семьей умирать в холодный сибирский городок Березов. Суриков писал своего героя со случайно встреченного на улице старого учителя математики, поразившись его портретному сходству с исторической личностью. Старшую дочь Меньшикова со своей супруги, когда она тяжело и долго болела. Василий Иванович проявил себя в этой картине, как замечательный колорист.
Путешествие по Европе
Гордость Третьяковской галереи «Боярыня Морозова». Гордость Третьяковской галереи. Одна из вершин нашей живописи. Картина, которой восторгаются миллионы зрителей, наших современников. Достаточно в любой день прийти в Третьяковку, чтобы увидеть тысячную вереницу людей, благодарных и восхищенных мастерством художника, раскрывшего одну из страниц истории. Раскрывшего гениально!
Сила духа мятежной раскольницы В картине «Боярыня Морозова» Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова – раскольница, вступившая в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо
Суриков был историческим живописцем по призванию, по самой сущности своего таланта. История была для него вовсе не тем костюмированным спектаклем, каким видели ее живописцы академисты. Суриков был историческим живописцем по призванию, по самой сущности своего таланта. История была для него вовсе не тем костюмированным спектаклем, каким видели ее живописцы академисты. В своих картинах он не судит и не выносит приговор. Он как бы зовет нас пережить вместе с ним события прошлого, вместе с ним подумать о судьбах народных.
После смерти жены, художник со своими дочерьми вернулся в родной Красноярск, где начал работать над новой картиной. После смерти жены, художник со своими дочерьми вернулся в родной Красноярск, где начал работать над новой картиной. « Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи». В этой работе много его красноярских знакомых и даже родной брат Александр в шапке-ушанке в санях, крытых тюменским ковром.
Подвиг далеких предков «Покорение Сибири Ермаком». Эта тема не могла не волновать человека, предки которого пришли в Сибирь вместе с знаменитым атаманом. С детства он слышал рассказы о Ермаке и его доблестных сподвижниках. Полотно поражает масштабностью и величием изображенного исторического события. Композиция выстроена таким образом. Что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков, словно плывут в соседней лодке.
Картина «Покорение Сибири Ермаком» Картина «Покорение Сибири Ермаком» была выставлена на Двадцать третьей выставке передвижников. За день до открытия выставки ее посетил Николай II с царицей. В это время как раз праздновалось трехсотлетие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги. Так что Василий Иванович случайно оказался в неловкой для себя роли «официального живописца». Совет академии 20 марта 1895 года Присудил Сурикову звание академика.
Орденоносцы На двадцать седьмой выставке Передвижников новая работа Сурикова снова в центре внимания. По мнению критиков главной ее удачей было «сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца. В 1901 году Сурикову пожалован орден Святого Владимира 4-й Степени за «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы».
Дума вольного казака Картина «Степан Разин» - еще один исторический экскурс в далекое прошлое Руси. По бескрайним волжским просторам плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Взлетают над водой весла, казаки бражничают и веселятся, и только Разин погружен в великую думу. По мнению самого Сурикова картина вышла неудачной. Двенадцать лет искал он Среди казаков «голову» главного героя, но нашел ее лишь после продажи картины. Этюд «Степан Разин» по мнению автора более точный образ атамана.
Узницы теремов Последняя крупная работа Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» С торжественной живописностью повествуют о трагических судьбах царских дочерей. Русские царевны были пленницами своих теремов и коротали свой век среди мамок нянек и прислужниц, так как не могли выйти замуж ни за кого ниже царского рода. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Именно такую царевну и изобразил Суриков. На ее детском личике мы можем увидеть Безысходность и покорность судьбе.
Портретист и пейзажист Создавая большие полотна, тщательно подбирая к ним натуру, Суриков делал множество замечательных портретных, пейзажных, натюрмортных и интерьерных эскизов. Часто она имели отнюдь не этюдный, а вполне законченный вид отдельной картины и самоценный эстетический смысл. Был создан и целый ряд самостоятельных портретов. Незадолго до смерти сам художник так определит свое творчество: «Стрельцов», «Меньшикова» и «Морозова» не мог не написать; «Снежный городок» и «Ермака» смог написать; «Суворова» мог не писать; «Стеньку» так и не смог…
Всерусский талант В картинах Сурикова мы слышим говор тысячных толп, грохот сражений, в них гудит набат и раздаются стоны мятежных стрельцов. До нашего слуха доносятся вольные песни разинских ватаг и звон цепей опальной боярыни Морозовой. Мы любуемся богатырской красой русской природы, ширью могучих рек, напевной удалью былинных сказов. Глядя на полотна Сурикова, мы ощущаем истинного героя истории – Народ!
Впервые в русском, да и пожалуй в мировом искусстве героем картины стал народ! И в этом поистине новаторская роль Сурикова. Для всего русского искусства значение Сурикова огромно и неповторимо. У живописца не было учеников и последователей, он не мог их иметь, как Рембрандт, Веласкес, Вермер и другие. Гениальность творчества художника не укладывается в какие либо рамки или теории. Он вынашивал свои картины в сердце, вкладывал свой несокрушимый казацкий дух в каждый мазок краски и, когда отпускал свои творения к зрителю, вместе со всеми становился свидетелем рождения легенды – не более. Впервые в русском, да и пожалуй в мировом искусстве героем картины стал народ! И в этом поистине новаторская роль Сурикова. Для всего русского искусства значение Сурикова огромно и неповторимо. У живописца не было учеников и последователей, он не мог их иметь, как Рембрандт, Веласкес, Вермер и другие. Гениальность творчества художника не укладывается в какие либо рамки или теории. Он вынашивал свои картины в сердце, вкладывал свой несокрушимый казацкий дух в каждый мазок краски и, когда отпускал свои творения к зрителю, вместе со всеми становился свидетелем рождения легенды – не более.
Подвиг. Иначе не обозначить создание полотен Сурикова. Это титанический труд, которого с лихвой хватило бы на творческую жизнь доброго десятка художников. Но это еще и подвиг первопроходца, преодолевшего косность и реакционность монархического аппарата, свято сохраняющего принципы создания псевдоисторических картин, восхвалявших царизм. И можно с уверенность сказать: Подвиг. Иначе не обозначить создание полотен Сурикова. Это титанический труд, которого с лихвой хватило бы на творческую жизнь доброго десятка художников. Но это еще и подвиг первопроходца, преодолевшего косность и реакционность монархического аппарата, свято сохраняющего принципы создания псевдоисторических картин, восхвалявших царизм. И можно с уверенность сказать: Василий Суриков - ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК. ОН ОСТАВИЛ ПОТОМКАМ ШИРОКУЮ ПАНОРАМУ ИСТОРИИ РОССИИ.
Источники иллюстраций http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831076 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831063 http://www.artvek.ru/surikov.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831112 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831015 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831103 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831104 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831003 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831002 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831016 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831022 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831005 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831010 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831030 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831043 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831031 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831057 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831077 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831079 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831066
http://www.artvek.ru/surikov04.html http://www.artvek.ru/surikov04.html http://rexstar.ru/content/id7330 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831253 http://www.artvek.ru/surikov01.html http://www.artvek.ru/surikov05.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831109 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831124 http://www.artvek.ru/surikov10.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831054 http://www.artvek.ru/surikov15.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831186 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831199 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831217 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831219 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831053 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831050 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831190 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831206 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831197 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831223 http://www.goroda-rossii.com/img1385.htm http://foretime.ru/pamyatnik-surikovu-v-moskve/
Источники текстовой информации http://www.tanais.info/art/surikovbg.html Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Неменского/ авт. Сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008 Василий Иванович Суриков. М.: Директ-Медиа, 2010 Рассказы о художниках/ И.Долгополов. – М.: Изобразительное искусство, 1983 Лицо времени. Книга о русских художниках/ Л. Волынский. – М.: Детская литература, 1982 Сто памятных дат./ авт. сост. Н.А. Борисовская. – М.: Советский художник, 1990