МОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа № 2»Кружок «Юный эколог» Питьевая вода или среда обитания Михайлова Татьяна, 7 «а» классРуководитель: Михайлова Марина Валерьевна
Как они туда попали? Выбор темы исследования определился в результате случайного наблюдения, сделанного нами в прошлом году. На подоконнике достаточно долго стояла чистая бутылка с чистой водой из-под крана. Через некоторое время в ней появился зелёный налёт. При рассматривании проб воды под микроскопом оказалось, что там огромное количество микроорганизмов: одноклеточные и нитчатые водоросли, инфузории, коловратки.… Как они туда попали? Из воздуха, т. к. бутылка была открыта; занеслись с камушками, ракушками и прочей мелочью, которую туда накидали, или с самого начала были в воде? Этот вопрос не давал покоя, ведь мы часто пьём некипячёную воду из-под крана, т.к. в нашем городе это артезианская вода, считающаяся пригодной для питья. Но если все эти живые организмы были в ней изначально, можно ли её пить? Можно ли пить воду, долгое время стоявшую в открытой посуде? Мы решили, что эта проблема достаточно актуальна для исследования.
Цели и задачи исследования. ЦЕЛЬ: Установление причин появления в чистой воде различных живых организмов.ЗАДАЧИУстановить источник питьевой воды в городе и требования, предъявляемые к её качеству.Провести эксперимент по установлению возможных источников появления живых организмов в воде.Установить временную и качественную зависимость развития жизненных форм от различных условий.Довести результаты проделанной работы до учащихся школы с целью популяризации научно-исследовательской деятельности и воспитания экологической культуры.
Методы и материалы. В связи с поставленными целями и задачами был разработан следующий план действий: 1) Проектирование эксперимента 2) Изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме 3) Экскурсия в ЦГСЭН 4) Проведение эксперимента по теме 5) Микроскопическое исследование проб воды 6) Обработка результатов 7) Заслушивание и обсуждение результатов исследования на научно-практической конференции в школе.Оборудование: 10 одинаковых стеклянных бутылок емкостью 0,5 л (две с крышками, остальные без крышек); вода из-под крана; камни и ракушки с реки; камни с улицы; железные шурупы; жевательная резинка; почва; кипяченая вода; микроскоп «Микромед Р1» с приставкой Electronic eyepiece; предметные стекла; стеклянные трубки; фильтровальная бумага, компьютер.
Откуда водичка? Мы начали с экскурсии в ЦГСЭН. Специалист территориального отдела управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Цивильском районе Майорова Надежда Николаевна рассказала, что в Козловке используется артезианская вода из нескольких скважин с глубины 50 и более метров, все они закольцованы и образуют единую сеть водоснабжения. Подземная вода с такой глубины является чистой, так как проходит через множество естественных фильтров и соответствует практически всем требованиям СанПиН, кроме жесткости, поэтому она не подвергается дополнительной очистке.
Требования к качеству питьевой воды Оказывается, эта проблема актуальна в настоящее время во всем мире, так как она напрямую связана с состоянием здоровья населения, экологической чистотой продуктов питания, с разрешением проблем медицинского и социального характера. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - 85% всех заболеваний в мире передается водой. Ежегодно 25 миллионов человек умирает от этих заболеваний. В г. Ульяновске (а это соседняя с нашей республикой область) бактериологическая лаборатория в Заволжском водозаборе обнаружила более 100 типов различных вирусов, что на грани экологической катастрофы. Несмотря на относительную защищенность подземных вод от загрязнений, благодаря чему их стремятся использовать для питьевого водоснабжения, к настоящему времени обнаружено около 1800 очагов их загрязнения, 78% которых - в европейской части страны.
Таблица наблюдений за экспериментом
Обнаруженные живые организмы
1 – бактерии 2 – одноклеточные водоросли3 – сине-зеленые нитчатые водоросли4 – сине-зеленые одноклеточные водоросли5 – диатомовые водоросли6 – колониальные водоросли7 – инфузории8 – амебы 9 – грибы 10 – коловратки
Выводы В качестве питьевой воды в Козловке используется артезианская вода, соответствующая основным показателям СанПиН.Без контакта с окружающей средой (в закрытой посуде) вода из под крана остается пригодной для питья в течение длительного времени.Кипяченая вода является непригодной для формирования среды обитания.В качестве источников появления живых организмов в воде могут рассматриваться воздух и любые нестерильные предметы, помещенные в неё. Наиболее благоприятные условия для развития разнообразных форм жизни складываются в присутствии плодородной почвы и объектов, принесенных с реки.Благоприятные условия создаются так же в присутствии камней с улицы и растительных остатков.Учитывая, что в присутствии жевательной резинки бактерий развилось гораздо больше, чем в контрольном образце, можно придти к выводу, что она так же является благоприятной средой для развития бактерий.