Объектом исследования психологии является человек, человек как личность, включенный в определенные виды деятельности и общности людей. Объектом исследования психологии является человек, человек как личность, включенный в определенные виды деятельности и общности людей.
Предметом изучения в психологии является ПСИХИКА, закономерности ее развития, механизмы функционирования, а также психическая деятельность человека и групп людей. Предметом изучения в психологии является ПСИХИКА, закономерности ее развития, механизмы функционирования, а также психическая деятельность человека и групп людей.
Генетическая-наследственные механизмы психики и поведения человека Генетическая-наследственные механизмы психики и поведения человека Общая психология - исследует человека, выделяя психологию познавательных процессов и психологию личности Дифференциальная-исследует индивидуальные различия людей и их предпосылки Возрастная-различия людей по возрастам Социальная-человеческие взаимоотношения, явления, возникшие в процессе общения Педагогическая-обучение и воспитание Медицинская, патопсихология, психотерапия - отклонение от норм в психике и поведении Юридическая-усвоение человеком правовых норм и правил поведения Психодиагностика-психологическая оценка уровня развития человека
«Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).
Психика – это свойство особым образом высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность. Психика – это свойство особым образом высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность. Психика – это субъективный образ объективного мира. Психика – это внутренний мир человека, мир его мыслей, чувств, намерений, стремлений, которые проявляются внешне, т.е. в действиях, поведении, поступках этого человека.
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, свойственная только человеку; это результат общественно – политических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Самосознание – высшее проявление сознания индивида как система его противоречивых представлений о самом себе, своем отношении к людям, о своем месте в мире, самоуважении, стремлении завоевать уважение к себе и т.д.
Новорожденный (до 2 месяцев) Новорожденный (до 2 месяцев) Ранний младенческий (от 2 до 6 месяцев) Поздний младенческий (от 6 до 14 месяцев) Преддошкольный ( от 1 до 3 лет) Дошкольный (от 3 до 7 лет) Школьный (от 7 до 13 лет) Подростковый и начало юности (от13 до18 лет) Акмеологический (от 18 до 60 лет) Период геронтогенеза (от 60 до 90 лет)
Психические процессы – проявление психической активности человека, направленной на познание окружающей действительности, эмоциональной ее оценки и формирования к ней деятельного отношения. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Психические процессы – проявление психической активности человека, направленной на познание окружающей действительности, эмоциональной ее оценки и формирования к ней деятельного отношения. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.
Психические свойства – это различной степени сложности структурные психические явления, обеспечивающие определенный качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства – это различной степени сложности структурные психические явления, обеспечивающие определенный качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. К ним относятся: направленность, темперамент, характер, способности.
Психические состояния –это такие психические явления, которые поддерживают психическую деятельность человека на определенном уровне рабо­тоспособности. Психические состояния –это такие психические явления, которые поддерживают психическую деятельность человека на определенном уровне рабо­тоспособности. К ним относятся: состояния бодрости или подавленности, подъема или упадка, оптимизма или пессимизма и т.д.
Ощущение Ощущение Восприятие Внимание Память Воображение Мышление Речь
это процесс познания (отражения) окружающего мира в виде целостных предметов и явлений. это процесс познания (отражения) окружающего мира в виде целостных предметов и явлений.
Предметность Предметность Целостность Константность Категориальность
- это направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных предметах, явлениях. - это направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных предметах, явлениях.
устойчивость; устойчивость; объем; переключение; концентрация; распределение;
объем 7+ - 2 объекта; объем 7+ - 2 объекта; полная устойчивость сохраняется 15-20 минут; в течение 1 секунды можно 3-4 раза переключить внимание;
это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта
По длительности хранения: По длительности хранения: Кратковременная Оперативная Долговременная
это высший познавательный психический процесс - это процесс отражения связей и отношений между предметами и явлениями. это высший познавательный психический процесс - это процесс отражения связей и отношений между предметами и явлениями.
Создание личностных предпосылок творческого мышления (повышение чувства долга, ответственность, самостоятельность) Создание личностных предпосылок творческого мышления (повышение чувства долга, ответственность, самостоятельность) Вооружение необходимой системой знаний, ознакомление с основными вариантами решения профессиональных задач. Упражнения в решении задач в усложненных условиях. Овладение диалектической логикой.
это процесс использования языка как исторически сложившейся системы знаков с целью общения людей между собой. это процесс использования языка как исторически сложившейся системы знаков с целью общения людей между собой.
Обозначения Обозначения Сообщения Выражения Воздействия
Расширение словарного запаса. Расширение словарного запаса. Подражание речевым образцам Выработка свободного и правильного изложения своих мыслей. Проведение самоконтроля и самооценки своей речи.
психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто, соответствующее им не воздействует на органы чувств психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто, соответствующее им не воздействует на органы чувств
Активное Активное Пассивное Продуктивное Репродуктивное Галлюцинации Мечты Грезы Сновидения
агглютинация – элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр); агглютинация – элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр); гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей(трехголовый дракон, одноглазый циклоп); заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж); схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов, типизация – выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.
Способности Способности Темперамент Характер Воля Эмоции Мотивация
Элементарные Элементарные Сложные Общие Специальные Теоретические Практические Коммуникативные Предметно-деятельные
Одаренным называют человека, который с рождения обладает хорошими задатками к развитию способностей. Одаренным называют человека, который с рождения обладает хорошими задатками к развитию способностей.
Талантливый – это человек, который благодаря своим высокоразвитым способностям может добиться (и реально добивается) высоких результатов в том или ином виде деятельности. Талантливый – это человек, который благодаря своим высокоразвитым способностям может добиться (и реально добивается) высоких результатов в том или ином виде деятельности.
Раннее и полное выявление всех задатков, с рождения ребенка. Раннее и полное выявление всех задатков, с рождения ребенка. Активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых соответствующие способности формируются и развиваются. Включение ребенка в разноплановые виды деятельности для развития разных способностей. Наличие психологически и педагогически подготовленных учителей. Использование современных развивающих методов и средств обучения. Стимулирование развития способностей.
Темперамент – (от лат. temperamentum- Темперамент – (от лат. temperamentum- надлежащее соотношение черт)-врожденное и неизменное свойство психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Термин ввёл Клавдий Гален.
От греческого «красис»-слияние, смешивание- ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что особенностями поведения объясняются преобладанием одного из четырех «жизненных соков» (четырех элементов).
Холерик- преобладание желчи -от греч. холе, «желчь,яд»- импульсивный, горячий человек. Холерик- преобладание желчи -от греч. холе, «желчь,яд»- импульсивный, горячий человек. Флегматик- преобладание лимфы- от греч. флегма, «мокрота»- спокойный, медлительный человек. Сангвиник- преобладание крови- от лат. сангвис, «кровь»-подвижный, веселый человек. Меланхолик- преобладание черной желчи- от греч. мелэна холе, «черная желчь»- грустный, боязливый человек.
Характер – от греч. character, «печать, чеканка»-это совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Характер – от греч. character, «печать, чеканка»-это совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать силы на преодоление трудностей. Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать силы на преодоление трудностей.
Эмоции – от лат. emovere, «возбуждать, волновать»-состояния индивида, выражающие степень значимости для него воздействия тех или иных факторов. Эмоции – от лат. emovere, «возбуждать, волновать»-состояния индивида, выражающие степень значимости для него воздействия тех или иных факторов. Выражаются эмоции в форме непосредственных переживаний. Все эмоции врожденны.
Радость Радость Удивление Печаль Гнев Отвращение Презрение Страх Стыд Интерес Вина
Аффект Аффект Стресс Страсть Настроение
Мотивация – процесс, управляющий поведением человека, а также совокупность причин, объясняющих это поведение. Мотивация – процесс, управляющий поведением человека, а также совокупность причин, объясняющих это поведение. Мотив- от франц. мotiver, «двигать, управлять, побуждать».
Потребность - это состояние нужды человека или животного в чем-либо, что необходимо для их нормального существования, физического или психического развития. Потребность - это состояние нужды человека или животного в чем-либо, что необходимо для их нормального существования, физического или психического развития. Потребности бывают материальные, социальные и духовные.
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность также можно определить как внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознаваемой целью.
Общение – это вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, в координации их действий и в оказании влияния друг на друга. Общение – это вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, в координации их действий и в оказании влияния друг на друга.
Учение – это вид деятельности, направленной на приобретение знаний, умений, навыков и на развитие способностей человека. Учение – это вид деятельности, направленной на приобретение знаний, умений, навыков и на развитие способностей человека.
Игра – это вид деятельности, выполняющий две основные функции: психологическое развитие человека и обеспечение его отдыха. Игра – это вид деятельности, выполняющий две основные функции: психологическое развитие человека и обеспечение его отдыха.
Труд – это вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей. Труд – это вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей.
Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. С другой стороны, человек – это общественное существо, включенное в общественное отношения, в коллективный труд, в общественную жизнь. Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. С другой стороны, человек – это общественное существо, включенное в общественное отношения, в коллективный труд, в общественную жизнь.
Индивид (от лат. individuum – неделимое), человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития единства врожденного и приобретенного, это отдельный представитель человеческой сущности. Индивид (от лат. individuum – неделимое), человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития единства врожденного и приобретенного, это отдельный представитель человеческой сущности.
Личность – конкретный человек, являющийся представителем определен­ного общества, класса, коллектива, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и наделенный определенными индивидуально–психологическими особенностями. Личность –это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное социальное существо, имеющий достаточный уровень социальной зрелости. Маленький ре­бенок или психически больной человек не могут считаться личностью. Личность – конкретный человек, являющийся представителем определен­ного общества, класса, коллектива, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и наделенный определенными индивидуально–психологическими особенностями. Личность –это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное социальное существо, имеющий достаточный уровень социальной зрелости. Маленький ре­бенок или психически больной человек не могут считаться личностью.
Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, оригинальности и неповторимости сочетания психологических особенностей (характера, темпе­рамента, способностей протекания психических процессов, чувств, мотивов деятельности, сформировавшихся особенностей и т.д.). Нет двух людей с оди­наковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, оригинальности и неповторимости сочетания психологических особенностей (характера, темпе­рамента, способностей протекания психических процессов, чувств, мотивов деятельности, сформировавшихся особенностей и т.д.). Нет двух людей с оди­наковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.