МОБУ Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2 ( с углубленным изучением отдельных предметов) г.Якутска «Влияние природы на жизнь и здоровье человека» 6 класс Учитель географии : Копырина Л.И. 5klass.net
Цель урока Образовательные Расширить и углубить знания о природных стихийных явлениях, происходящих в литосфере, гидросфере ,атмосфере, причинах их возникновения; Научить воспроизводить изученный материал на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях. Развивающие Продолжить развитие умений ориентироваться на карте посредством определения районов возникновения стихийных явлений ; Продолжить развитие самостоятельности и познавательного интереса у обучающихся, умения анализировать, делать выводы; Развивать метапредметные компетентности (компетентность в решении проблем и задач, учебные, коммуникативные, информационные компетентности, компетентность взаимодействия) Развивать навыки работы с различными источниками географической информации Воспитательные Формировать положительную мотивацию к изучению предмета; Воспитывать культуру умственного труда; Познакомить учащихся с правилами поведения для сохранения жизни во время стихий природных явлений
Стихия (от греч. stoichcion) - то явление природы, мощная сила которого независима от человека и непреодолима им. Стихия — это бедствие, катастрофа дли всего живого, поэтому будем гово рить так: стихийное бедствие.
Стихийные природные явления Литосфера Гидросфера Атмосфера землетрясения наводнения смерчи Извержения вулканов цунами Ураганы, холод
Стихийные явления Причины возникновения землетрясения подземные толчки и колебания земной поверхности извержения вулканов разрыв, так и столкновение литосферных плит, из которых сложена земная кора и верхняя часть мантии наводнения половодье, паводки, заторы ,ветровые нагоны, вследствие гидродинамических аварий цунами Подводные землетрясений смерчи СТОЛКНОВЕНИЕ ВМ ураганы РАЗНИЦА В ДАВЛЕНИИ
К. Брюллов “Последний день Помпеи” Извержение вулканов приводит к колоссальным разрушениям и бесчисленным жертвам. На картине К.Брюллова “Последний день Помпеи” изображено извержение вулкана Везувий в 79 г. н.э. Это страшное извержение привело к исчезновению двух городов: Помпеи и Геркуланума.
Извержение Везувия. Гибель Помпеи (письмо) О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события тог страшного дня: «24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струёй воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать чёрные камни, обожжённые и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ещё ясный день, здесь царила ночь… Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи завалило многометровым слоем раскалённого пепла и камней.. Погибли тысячи людей. Но на этом Везувий не успокоился – почти 7 лет уже на протяжении нескольких столетий происходили извержения.
Карта вулканов и зон землетрясений мира
Самые страшные землетрясения Почти 80% зданий в городе Сан-Франциско было разрушено, без крова остались 300 000 человек, 3000 – погибли.
28 декабря 1908 года, Мессина, Италия В Мессине погибла почти половина жителей. Общее количество погибших оценивается в 70 -100 тысяч человек (некоторые источники называют цифру до 200 тысяч).
1. 09. 1923 года, Токио-Йокохама, Япония За двое суток произошло 356 подземных толчков, а высота цунами в заливе Сагами достигла 12 метров. Количество погибших в той катастрофе оценивается в 142 800 человек.
29 февраля 1960 года, Агадир, Марокко. Землетрясение магнитудой 5,9 баллов продолжалось всего 15 секунд, но число погибших составило 15 тысяч человек, ранения получили 12 тысяч, 35 тысяч остались без крова.
Армения. 7 декабря 1988 года, Спитак, Город Спитак и еще 58 сел были полностью разрушены. Количество погибших составило 25 тысяч человек
Япония, 11 марта 2011 Фукусима На утро 16 марта официальные источники сообщают о гибели 3767 человек; без вести пропавшими числятся 7845 человек.
Меры безопасности: При возможности покинуть здание ; Занять безопасное место ( проемы капитальных внутренних стен и углы между ними у стены) Нельзя пользоваться лифтом, надо опасаться лестниц и выходных дверей; Если есть возможность , обязательно выключить электричество, газ По мере прекращения толчков надо немедленно выйти на улицу, оказаться на открытой местности
Цунами
Предупреждение о цунами 1. Необходимо четкое и своевременное прогнозирование времени, места и интенсивности стихийного бедствия. Это даёт возможность своевременно оповестить население об ожидаемом ударе стихии. 2. Правильно понятое предупреждение позволяет людям подготовиться к опасному явлению путём эвакуации. 3. Знание второстепенных признаков приближения катастроф может помочь пережить их с наименьшими потерями. К таким признакам относится беспричинное, на первый взгляд, беспокойство животных и птиц, а в некоторых случаях, массовый исход их из мест обитания. 4. А также нужно признать, что, несмотря на 4-тысячелетний опыт изучения цунами, предсказать это явление очень трудно. Самое большое, на что способна современная наука, - это предсказание крупного сейсмического толчка без указания точного времени.
Наводнения- возникают из-за сезонного таяния снегов, непредсказуемо обильных осадков или обрушившихся цунами. Они несут в долину воду, грязь и обломки скальных пород. Вышедшая из берегов река уносит прочь, разрушает жилые дома и другие строения.
Будьте готовы к срочной эвакуации и выполните следующие действия: отключите электричество и выключите газ плотно закройте все двери и окна забравшись на верхние этажи, захватите все необходимое на первое время(теплая одежда, одеяла, энергетически ценные продукты питания, шоколад, молоко, чистая вода возьмите с собой деньги, документы, ценные вещи
Ураганы ,смерчи
1. Если во время урагана вы оказались на улице, то нужно находиться как можно дальше от зданий и спрятаться в кювете, яме, канаве, прижавшись плотно к земле. 2. Нужно избегать находиться рядом с химическими нефтеперегонными заводами и линиями электропередачи, так как катастрофы и пожары -результат сильных стихийных бедствий. 3. Когда ветер стих не стоит сразу же выходить на улицу: через несколько минут шквал может повториться. Потом, когда станет ясно, что ураган закончился, выходя из дома, вначале осмотритесь - нет ли нависающих предметов и частей конструкций, оборванных проводов. Нет ли запаха газа. 4. Дети из детских садов и школ должны отправиться по домам, все мероприятия отменяются; если штурмовое предупреждение наступило слишком поздно, дети размещаются в подвалах или в центральной части здания, в коридорах на первом этаже. «Как вести себя во время урагана?»
Экстремальные условия: низкая температура…
О каких стихийных явлениях вы узнали? Каковы причины этих явлений? Каковы последствия? Есть ли на Земле места, где не бывает стихийных явлений?
Задание : показать сейсмические зоны – районы мира
ГЕОГРАФИЯ .СЛАЙ- АЛЬБОМ.СТИХИИ ЗЕМЛИ.М.: ЦЕНТР ПЛАНЕТАРИУМ.2006СОСТВАВИТЕЛЬ СМИРНОВА М.С. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ. СТИХИИ ЗЕМЛИ . М.: ЦЕНТР ПЛАНЕТАРИУМ.2006СОСТВАВИТЕЛЬ СМИРНОВА М.С. WWW/ASK/COM/RU/ КАРТЫ МИРА. Использованные источники :
1. ПАР.55 СТР.161 ПРОЧИТАТЬ 2. НАЙТИ В ГАЗЕТАХ МАТЕРИАЛ И ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПО МЕСТНЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФАМ. Домашнее задание :