Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) Теория оперантного научения
Биографический очерк Родился в 1904 г. в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в 1926 г. в Гамильтоновском колледже. Поступил в Гарвардский университет для изучения психологии. В 1931 г. был удостоен степени доктора наук. Занимаясь в Гарварде научной работой (1931-1936), сконцентрировал свои научные усилия на изучении нервной системы животных. В 1936 г. он занял должность преподавателя в Миннесотском университете. В 1945 г. стал руководителем кафедры психологии в Университете штата Индиана. Получил Президентскую медаль за науку и в 1971 г. был награжден золотой медалью Американской психологической ассоциацией. Скиннер умер в 1990 г. после года борьбы с лейкемией.
1.Исходил из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. 2.С его точки зрения, нельзя говорить о реальной свободе человека, так как он никогда реально сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой. 3.Исходил из того, что развитие есть научение, которое обусловливается внешними стимулами.
Вид научения, осуществляемого за счет подкрепления наиболее успешных реакций организма на те или иные стимулы. Это понятие предложено американским психологом Э. Торндайком и разработано Б. Скиннером. Исходил из того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Это такое поведение которое воздействует на органы чувств человека. Связано с ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта.
Если стимул был значимым для индивида, он будет пытаться повторить реакцию, которая принесла ему успех. Обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Метод программного обучения позволял оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Эти программы давали возможность учителю контролировать и в случае необходимости исправлять процесс решения задачи, мгновенно замечать ошибку учащегося. Скиннер доказал, что человеческая речь является особой – вербальной формой поведения и, следовательно, подчиняется тем же законам, что и другие его формы.