Основы светской этики Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека» Авторы: учитель начальных классов Бычкова Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы Кожевникова Алёна Алексеевна – МОУ Гербаевская ООШ
Свобода и моральный выбор человека Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я – человек. А.Добролюбов
Аннотация Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств. Перед человеком всегда стоит право на свободу выбора. От того какой выбор он сделает, зависит его место на лесенке нравственности. В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы.
ЦЕЛИ УРОКА 1. Образовательные: Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор» Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения. 2. Развивающая: Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. 3. Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, текст притчи, мультимедийная установка Место проведения урока: классная комната
План занятия: 1. Орг. момент. 2. Обсуждение результатов домашнего задания. Возможные вопросы учащимся. 3. Создание ассоциативного ряда к слову свобода. Обсуждение . Работа со словарями, справочниками и энциклопедиями. 4. Работа с притчей «Все в твоих руках». 5. Выводы, связать с понятием моральный выбор. 6. Работа с примерами. 7. Чтение статьи из пособия для учащихся. 8. Итог
Эмоциональный настрой на урок Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. -Кому ты рассказывал о добродетели и пороке? Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?
Работа над новым материалом Какие слова вы представляете, когда слышите слово свобода? Напишите их.
Проверка и дополнение свобода
Работа в группах Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, большому Энциклопедическому словарю
Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому. Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества. Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.
Творческая пятиминутка Подобрать родственные слова, близкие по значению к каждой букве слова.
Работа в группах Обсуждение Что значит быть свободным? Для чего нужна свобода? Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
Кто чувствует себя счастливым и почему? Беседа
Работа с притчей
Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.
Вопросы по тексту восточной притчи: Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Вывод Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Работа по учебнику Чтение статьи на странице 22-23 Найти ответы на вопросы. Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт?
Мой выбор Ситуация 1. Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь? а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал; б)куплю много конфет и угощу всех товарищей; в)поступлю по- другому. Обсуждение ответов.
Чтение учителем стихотворения С. Михалкова «Находка» Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке.
Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой?» Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Как поступит мальчик?
Я бросился за девочкой, И я догнал ее, И я спросил у девочки: Твое? Скажи, твое? Мое, - сказала девочка, - Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет.
Вопросы по сказкам 1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве? 2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? 3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?
Итоговая беседа: -Что такое свобода? -Как связана свобода с моральным выбором? -Что влияет на выбор? -Всегда ли у человека есть выбор? -Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С.Пушкин
Домашнее заданиеПеречитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина. В каких ситуациях морального выбора оказалась Черновка? Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?
Притча: http://pritchi.ru/id_254 Иллюстрации:http://foto.rambler.ru/users/awersa1/album/?sort=vote http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1152843&page=1 http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=301 http://www.free-lancers.net/users/somnambula/comments/17142/ http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1152843&page=1 http://www.7continent.com.ua/ru/products/details/pritchi_ot_norbekova_dlja_detej_i_vzroslyh/index.html http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1214366&page=1 http://dictionary-economics.ru/93 http://www.pravkamchatka.ru/news/1463/------http://www.artsides.ru/?ItemID=5482&ItemName=США http://warm-velvet.livejournal.com http://vodoleyforum.mybb.ru/viewtopic.php?id=120&p=8