Муниципальное образовательное учреждение«Парбигская средняя общеобразовательная школа»Бакчарский районТомская областьСпособы реализации деятельностного подхода на занятиях модульного курса «ОРКиСЭ» Из опыта работы преподавателя ОРКиСЭ Смирновой Татьяны Александровны
Всему, что необходимознать, научить нельзя,учитель может сделать толькоодно – указать дорогу. Р. Олдингтон, английский писатель
ИЗ проекта Федерального государственного образовательного стандарта Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся – задачи первостепенной важности.Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности.
Задачи из примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Один из принципов преподавания ОРКиСЭ – деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Технология «Педагогическая мастерская»
Воскресение Христа
Создание учебной ситуации Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Задания с целью создания учебной ситуации Составить таблицу, график, диаграмму, кластер по содержанию прочитанного текста, объяснить содержание прочитанного текста соседу по парте, дома родителям, выполнить практическую работу и т.д.
Исследовательские действия Исследование – это анализ, изучение какого-либо предмета, явления, понятия, слова; поиски самых значимых элементов текста.
Исследование состава слова «сострадание» СОстраданиеСОдружествоСОтрудничество
«Сострадание».Николай Константинович Рерих, 1936
Вейнантс Ян Милосердие самарянина.
СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем. Сострадание к сиротам. Сделать что - нибудь из сострадания. (С.Ожегов, Н.Шведова)СОСТРАДАТЬ с кем (сострадаю и состражду), страдать вместе, переносить муки собща; сострадать — кому, сочувствовать горю, сокрушаться за кого, соболезновать. Сострадание, жалость к другому, жаль по ком, соболезнованье; сочувствие, симпатия. (В. Даль)СОСТРАДА'НИЕ - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому-нибудь. Из чувства сострадания. Вызвать, возбудить сострадание в ком-нибудь. (Д.Ушаков)СОСТРАДАНИЕ — особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему. (БСЭ)
Результат исследовательских действий Сострадание – жалость; сочувствие чужому страданию, горю; готовность без раздумий оказать помощь ближнему (ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи).
Сострадание
Методы работы с текстом чтение с остановками; чтение с вопросами; аналитические способы чтения текста; различные способы маркировки текста.
Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)
Аналитическая работа с текстом Во время чтения отметьте фразы:которые радуют тебя, потому что ты согласен со сказанным;печалят тебя, потому что так поступать тяжело;очень спорные: ты с этим не согласен и хочешь поспорить
Великая княгиня Елизавета ФедоровнаРоманова Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории. Подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, убившего её мужа.
Кластер Кластер – графический прием систематизации материала.
Кластер «Библия»
Рефлексивные формы работы Творческие формы осмысления прочитанного: сочинения; рисунки;составление рассказов, дополненных рисунками; инсценирование.
Творческие работы учащихся
Рисунок ученика к уроку на тему «Молитва»
Благодарюза внимание