ТЕМА:"Разговор о речевом этикете"
Цель работы: изучение этикетных формул и знакомство с ними учеников нашей школы
ЗАДАЧИ: изучить и проанализировать литературу по данной теме;расширить и уточнить представление о речевом этикете;провести наблюдение о применении речевого этикета одноклассниками, учениками школы №4 города Лянтора;принять участие в мероприятиях, связанных с распространением научных знаний о речевом этикете, культивированием лучших традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
Методы исследования : Теоретический метод: анализ специальной литературы по проблеме исследования.Методы эмпирического исследования: наблюдение, собеседование, анкетирование.
Актуальность темы : Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Сентенция «как живём так и выражаемся» - только половина правды; вторая её половина «как выражаемся, так и живём» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
Как бы ни было в жизни нам туго,Нужно вежливость не растерять.Мы окажем вниманье друг другуИ друг друга сумеем понять.
Что такое этикет? Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом обращении между людьми.
Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Так в «Поучениях» Владимира Мономаха:«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
Немного из истории
Национальная специфика речевого этикета «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»СервантесВежливость – неотъемлемое качество общения.В Японии люди в разговорах избегают слов «нет», «не знаю».Французы любят конкретность, точность, ясность.В Америке ценят корректность, точность,обязательность.
Особенностью русского языка является наличие в нём местоимений ты и вы
Формулы этикета Формулы благодарностиФормулы приветствияФормулы извинения за беспокойство и за поступокФормулы вежливого отказа
ПРИВЕТСТВИЕЗдравствуйте! Добрый день!Привет! ПРОЩАНИЕДо свидания!Счастливого пути!Пока! БЛАГОДАРНОСТЬСпасибо!Благодарю! ПРОСЬБАБудьте добры!Пожалуйста! ИЗВИНЕНИЕИзвините! Простите!Я виноват!
От старинного пожелания «Спаси Бог» родилось самое распространённое в русском языке этикетное слово
Обращения СУДАРЬСУДАРЫНЯГОСПОДИНГОСПОЖА МУЖЧИНАЖЕНЩИНА КОЛЛЕГИДРУЗЬЯ ТОВАРИЩУВАЖАЕМЫЙУВАЖАЕМАЯ
Обращение в русском речевом этикете Главная функция – привлечь внимание собеседника.В качестве обращений используются:1. Собственные имена (Анна Сергеевна, Игорь, Саша).2. Названия людей по степени их родства (отец, дядя, дедушка).3. По положению в обществе, по профессии, должности (президент, генерал, министр, директор, бухгалтер).4. По возрасту и полу (старик, мальчик, девочка). Обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными, содержать оценку: Любочка, Маринуся, Любка, болван, умница, красавица.
Большая часть населения старой России точно знала, как одеваться, как вести себя за столом, что делать со знакомой и незнакомой дамой, равно и с кавалером. У каждого был наготове целый набор вежливых и даже учтивых выражений, которым в обязательном порядке учили дома и в школе. Была еще и церковь, которая с рождения прививала правила нравственного поведения и обращения с ближним. И как нам не хватает всего этого сейчас. Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной. Всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат в жизни огромную службу, так как научат нас жить в большом ладу с окружающими.
Работу выполнила: Ермакова Ксения, ученица 4-б классаНаучный руководитель: Полтавченко Лариса Игоревна