Психологическая классификация профессий (специальностей)
Специальность – это необходимая для общества ограниченная(вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека , дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.
Профессия (от латинского professio – официально указанное занятие, profiteor – объявляю своим делом) – это группа родственных специальностей.
Обзорная схема четырехъярусной классификации(Е.А.Климов)
1-й ярус Выделяют пять типов профессий: «Человек-природа» (П) «Человек-техника» (Т) «Человек-человек» (Ч) «Человек-знак» (З) «Человек - художественный образ» (Х)
Карта мира профессий. Условное название типа профессии Характеристика предмета труда Профес- сионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее образование «Человек-природа» Живые организмы биологические,микробиоло-гическиепроцессы Животновод,плодоово-щевод Техник – лесовод, зоотехник Зооинженер, Агроном, «Человек-техника» Технические системы , энергия, искусственные и неживыеприродные материалы Слесарь, Машинист автокрана, аппаратчик Техник- технолог, техник- строитель Инженер- технолог, Инженер-электрик «Человек-человек» Люди , коллективы, группы, социальные процессы Продавец, парикмахер Медсестра, воспитатель дошкольногоучреждения Учитель, инженер-организатор
Условное название типа профессий Характеристика предмета труда Профес- сионально– техническое образование Среднее специальное образование Высшее образование «Человек-знак» Условные знаки, цифры,коды, естественные и искусственные языки(формулы) Наборщик, чертежник, оператор ЭВМ Инспектор-финансист, экономист- плановик Инженер- экономист, редактор, ученый- теоретик «Человек –художе-ственныйобраз» Художест- венные образы, их свойства, элементы Гравер, лепщик архитектур –ныхдеталей Декоратор - оформитель, скульптор- исполнитель Художник- конструктор, художник по проектирова-ниюинтерьера
2–й ярус По признаку целей .
3-й ярус По признаку основных орудий , средств труда
4-й ярус По условиям труда
Карта интересов А.Е.Голомштока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 87 88 116 117 145 146 174 + -
График выраженности интересов(дешифратор) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 биология география геология медицина легкая ипищев пром физика химия техника электротехника металлообработка деревообработка строительство транспорт авиация морское дело военныеспециальн история литература журналистика общественная деят педагогика право торговля математика экономика иностранный язык изобразительниск сценическое иск музыка спорт
Дифференциально-диагностический опросник (Е.А.Климов) 1.а) Ухаживать за животными 1.б) Обслуживатьмашины,приборы (следить,регулировать) 2.а) Помогать больным людям , лечить их 2.б) Составлятьтаблицы,схемы,программыдля вычислительных машин 3.а) Следить за качеством книжныхиллюстраций,плакатов,художественныхоткрыток 3.б)Следить за состоянием и развитием растений 4.а)Обрабатывать материалы(дерево,ткань,металли т.п.) 4.б) Доводить товары до потребителя (рекламировать,продавать)
5.а) Обсуждать научно-популярныекниги,статьи 5.б) Обсуждать художественные книги(илипьесы,концерты) 6.а) Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6.б) Тренировать товарищей в выполнении каких-либо действий 7.а) Копироватьрисунки,изображения(или настраивать музыкальные инструменты) 7.б) Управлять каким-либо грузовымсредством-подъемнымкраном,трактором,тепловозоми т.д. 8.а)Сообщать,разъяснятьлюдям нужные им сведения(в справочномбюро,наэкскурсии и т.д.) 8.б) Художественнооформлятьвыставки,витрины(или участвовать в подготовкепьес,концертов) 9.а) Ремонтироватьвещи,изделия(одежду,технику),жилище 9.б) Искать и исправлять ошибки втекстах,таблицах,рисунках 10. а) Лечить животных 10.б) Выполнять вычисления и расчеты
11.а) Выводить новые сорта растений 11.б)Конструировать,проектироватьновые виды промышленных изделий (машины илиодежду,дома,продуктыпитания и т.п.) 12.а) Разбиратьспоры,ссорымеждулюдьми,убеждать,поощрять, наказывать 12.б) Разбираться вчертежах,схемах,таблицах(проверять,уточнять,приводитьвпорядок) 13.а)Наблюдать,изучатьработу кружков художественной самодеятельности 13.б)Наблюдать,изучатьжизнь микробов 14.а)Обслуживать,налаживатьмедицинскиеприборы,аппараты 14.б) Оказывать людям медицинскуюпомощь приранениях,ушибах,ожогахи т.п. 15.а) Составлять точныеописания,отчетыо наблюдаемыхявлениях,событияхи др. 15.б) Художественноописывать,изображатьсобытия(наблюдаемые или представляемые) 16.а) Делать лабораторные анализы в больнице 16.б)Принимать,осматриватьбольных,беседоватьсними,назначатьлечение
17.а) Красить или расписывать стеныпомещений,поверхностьизделий 17.б) Осуществлять монтаж здания или сборкумашин,приборов 18.а) Организовывать культпоходы сверстников или младших (втеатры,музеи),экскурсии,туристическиепоходы 18.б) Играть насцене,приниматьучастие в концертах 19.а) Изготовлять по чертежамдетали,изделия(машины,одежду), строить здания 19.б) Заниматьсячерчением,копироватьчертежи,карты 20.а) Вести борьбу с болезнямирастений,свредителямилеса,сада 20.б) Работать на клавишных машинах(пишущеймашинке,телетайпе,идр.)
Лист ответов I II III IV V 1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 9б 8б 9а 10б 10а 12б 11а 11б 12а 15а 13а 13б 14а 14б 15б 16а 16б 17а 17б 18а 19б 18б 19а 20б 20а
I II III IV V Человек-природа Человек-техника Человек-человек Человек-знак Человек-художественныйобраз