Познание как деятельность. Истина и ее критерии Урок обществознания10 классФарзуллаева Н.Ю., учитель обществознания МБОУ Чуровской СОШ
«Знание – сила»Френсис Бэкон, английский философ(1581 – 1626)
Что такое познание? В процессе своей деятельности человек приобретал знания.Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека.Знания появляются в результате познавательной деятельности.
Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.Познание – это процесс получения знания.
Элементы познавательной деятельности Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы:Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество)Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека)Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания).Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире.Результат познания – знание.
Ступени познания Чувственное Низшая ступень познания. Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обаняние, осязание, вкус).Познание через чувственные образы (представления).Рациональное (логическое)Высшая ступень познания.Выявление общего, существенного в познаваемом объекте.Основной инструмент – разум и мышление.Результаты закрепляются в знаковых формах, системах
Формы познания Чувственное В форме ощущений, восприятий и представлений. Рациональное (логическое)Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий.
Формы чувственного познания
Формы рационального познания
Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют.Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств).Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении, не являются истинными.
Философы об истине АристотельИстина – это соответствие знания объекту, действительностиР.ДекартВажнейший признак истинного знания - ясностьД.Беркли, Э.Мах, Р.АвенариусИстина – это результат совпадения восприятий большинстваПлатон и ГегельИстина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира
Проблема истины Адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение?Адекватно (правильно)Истина Неадекватно (неправильно)Заблуждение
Свойства истины Конкретность это зависимость истины от места, времени и других условий ее полученияОбъективность это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли Агностицизм«Недоступный познанию» (греч.)Отрицают возможность получения истинного знанияЭмпирики«Опыт» (греч.)Отводят решающую роль в достижении истины чувственному познаниюРационалисты «Разум» (лат.)Считают разум критерием истиныПрагматики «Действие» (греч.)Истинно то знание, которое способствует решению жизненных задач
Истина ОбъективнаяНе зависит от человека, существует в объективной реальностиСубъективная Устанавливается конкретным субъектом познания (человеком, группой, обществом)
Абсолютная истина Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении.Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание.В реальности такое знание практически невозможно.
Относительная истина На пути к абсолютной истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание.Относительность истины определяется рядом причин:Познаваемый мир бесконечен и изменчив;Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени;Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.
Виды познания ОбыденноеНаучное Философское Художественное СоциальноеСамопознание
1. Научное познание Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя.Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов.Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.Используются особые методы и формы познания.
Уровни научного познания Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса.Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо.Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.
Методы научного познания 1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент2 уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование
2. Способы ненаучного (обыденного) познания Мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности.Опыт повседневной жизни, жизненная практика.Народная мудрость и здравый смысл.Паранаука.Познание средствами искусства.
3. Социальное познание Совпадает объект и субъект познания.Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества.Сложность изучаемого объекта – общества.Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом.Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.
4. Самопознание Получение человеком знаний о самом себе.Формы самопознания:СамоузнаваниеСамооценкаСамоисповедьСамопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и др.
5. Художественное познание 1. Познание мира с помощью художественных образов.2. Образы помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это воплощение через выражение мысли.3. Субъективное отражение действительности