Поморские козули МОУ СОШ №6 с углублённым изучением английского языка, г.Апатиты, Мурманская обл., учитель высшей категории, предмет изобразительное искусство, Алёшкина Ирина Александровна
У поморского населения одно уникальное изделие – печенье, одновременно «оберег» из ржаного теста. Обрядовое печенье пекли в стародавние времена в канун Рождества Нового Года во многих местностях России.
Присутствие фигурок в доме магически влиял на настоящую и будущую жизнь. Известно 10 фигурок животных и птиц, которые все имеют название «КОЗУЛИ». Но здесь есть и коровки, барашки, всадники, козы, тетерки и олени. Всадники, приносят удачу, успех. Коровки, бычки – изобилие, богатство. Нерпа – амулет охотников и рыбаков. Птиц – тетерок дарят самым дорогим людям и детям; это символ здоровья… Олень –самая популярная фигурка, это символ солнца. Но опять же есть: олень-солнце, олень однорогий, двурогий, трехрогий (вождь). Оленя дарят на счастье
1 класс: Тема «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве». На уроке изготавливаем пряники различной формы (вырезной), затем их расписываем. Тем самым преследую следующие цели и задачи: - формировать умения различать несколько видов вырезных пряников; - познакомить с тремя видами узоров: полосатым, клетчатым и узором из колец; - учить видеть выразительность образа.
2 класс: Тема «Изобразительное искусство в семье пластических искусств». На уроке изготавливаем пряники различной формы (скульптурный, печатный, вырезной), затем их расписываем. Тем самым преследую следующие цели и задачи: - познакомить учащихся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства и рассказать о его назначении в жизни человека, показать национальные особенности этого искусства; - вырабатывать навыки у обучающихся составления пряников различной формы и их роспись
3 класс: Тема: «Народ - творец прекрасного». Применяем более сложную форму изготовления пряника в виде животного и прикрепляем хвост и ноги, опираясь на следующие целеполагания: - углубить представления о народном искусстве как особом типе творчества в системе современной культуры; - систематизировать знания о народном декоративно-прикладном искусстве.
4 класс: Тема «Промыслы нашего края». Изготовление объёмной фигурки, т. е. Поморской козули. Здесь я преследую следующие цели и задачи: - познакомить учащихся с культурой родного края, обобщить знания в области народных промыслов, освоить технику работы с пластическим материалом.
Послесловие… Вовлечение ребят в активную художественно-творческую деятельность является важным условием воспитания творческой личности. Ученики этого возраст (4 класс) самый благоприятный для созидания творческой деятельности. "Главное, такие уроки должны быть яркой вспышкой, как молния в ночном небе, редкой, но время от времени повторяющейся с той же или большей силой"
Используемая литература: Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XXвв. Л. Наука, 1963 Евтюкова О.А., Киселева Т.А., Иванова Е.В., Беляева Л.С. Учителю о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера. Мурманск, 1989 Каплан Н.И. Народное декоративно – прикладное искусство Крайнего Севера. Мурманск, 1990 Киселев А.А., Киселева Т.А., Беляева Л.С., Рогатых Л.Н. Учителю о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера в 2 частях. Мурманск, 1994 Лимевский А.М. Беломорье. Петрозаводск, 1962 Парфенцева Ю.А. Чудеса Заполярья на уроках творчества. Мурманск, НИЦ Пазори, 2001 Поморские козули. Мурманск, 1994