Подготовка к написанию эссе по обществознанию
Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества, которое включает в себя отдельные разделы многих общественно-гуманитарных наук (философии, истории, антропологии, культурологии, религиоведения, этики, эстетики, экономики, политологии, правоведения и социологии).
Эти науки не всегда содержат точные и однозначные определения, их законы не настолько безусловны, как в естественно-технических науках. Поэтому при сдаче ЕГЭ по обществознанию имеют большое значение не только сами знания об обществе, но и умения их актуализировать и применять.
Методика выполнения задания С-9 Учащийся должен: Раскрывать смысл высказывания; Представить и пояснить собственную позицию; Раскрывать суждения и аргументы с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал; Рассмотреть различные аспекты проблемы.
При этом если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по данному критерию 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.
Задание С 9, связанное с написанием мини-сочинения (эссе), является единственным в экзаменационной работе по обществознанию альтернативным заданием. Экзаменуемый самостоятельно выбирает из шести предложенных тем (проблем), отраженных в конкретных высказываниях (афоризмах), наиболее привлекательную для себя и раскрывает ее смысл.
Оцениваемые результаты эссе: Раскрытие проблемы на теоретическом уровне ( в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа); Представление собственной точки зрения (позиции, отношение) при раскрытии проблемы; Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Алгоритм выбора темы эссе: Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? Согласен лия с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? Какие обществоведческие понятия, категории, подходы нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? Какие я могу привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?
Достоинства эссе: -наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе; -описание различных точек зрения на проблему; -наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в котором они применяются в эссе; -описание различных подходов к решению проблемы.
При написании эссе можно использовать инновационную технологию обучения – «ПОПС – формулу».
Ее суть заключается в том, что ученик высказывает: П –позицию (т.е. объясняет, в чем заключается его точка зрения, начиная с фразы: «Я считаю, что….»); О –обоснование (ученик должен не просто суметь объяснить свою позицию, но и доказать ее определенными доводами, начиная со слов: «Потому что…», «Поскольку…» и т.п.); П –пример (при разъяснении сути своей позиции ученик использует конкретные примеры, применяя речевые обороты типа «Я могу подтвердить это тем, что…»); С – следствие (вывод, который нужно сделать в результате обсуждения определенной проблемы. Например, ученик говорит: «В этой связи…»).