Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи.Учитель православной культуры МОУ «Бессоновская СОШ»Тетерина Елена Николаевна
« Дискуссии вокруг вопроса о преподавании в школах дисциплин, которые направлены на духовно-нравственное просвещение подрастающего поколения идут в нашем обществе давно и, безусловно, не только требуют самого пристального внимания, но и уже окончательного реагирования на эти дискуссии со стороны государства». «Я принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики». Д.А.Медведев
Основы православной культурыОсновы исламской культурыОсновы буддийской культурыОсновы иудейской культурыОсновы мировых религиозных культур Основы светской этики
«Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным».
патриотизм;социальная солидарность;гражданственность;семья;труд и творчество;наука ;традиционные российские религии; искусство и литература;природа;человечество
Современный национальный воспитательный идеалВысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Правовые принципы, являющиеся фундаментальными для духовно-нравственного образования:свобода совести; отделенность религиозных организаций от государства; светский характер образования.
Конституция РФ, ст. 28:«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Конституция РФ, ст. 14:«1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные принципы концепции курсаСветский характер;Свобода и добровольность выбора модуля;Культурологический подход;Преобладание воспитательного аспекта;Диалогический характер преподавания;Активные и интерактивные формы преподавания;Необходимость и возможность сотрудничества с родителями;Особая ответственность учителя, тактичность, доброжелательность.
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой,каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием
Основы мировых религиозных культур. Учебник знакомит с вопросами возникновения и истории важнейших религий мира, с их взаимоотношением с культурой и этикой, воздействием на искусство, ролью в жизни людей.
Учебно-методическое обеспечение
Основыкультурологического подхода:Курс направлен на формирование культурологической компетентности учащихся;отсутствие позиции катехизации (индоктринации);отсутствие доминирующих позиций какой-либо религиозно–культурной традиции перед другими;воспитательный характер;минимизация конфликтных факторов.
Творческие проекты«Как я понимаю православие?»«Ислам-религия мира»Нравственные нормы иудаизма»«С чего начинается Родина?»«Герои России»«Традиции и ценности моей семьи»