PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Обществознания / Нормативная этика высшие моральные ценности Долг, совесть, стыд, честь и достоинство
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Нормативная этика высшие моральные ценности Долг, совесть, стыд, честь и достоинство


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Нормативная этика высшие моральные ценности Долг, совесть, стыд, честь и достоинство


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 ГОУ СОШ №317 ВАО г. МОСКВЫУчитель – ЛЁДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА Урок этики в 11 клас
Описание слайда:

ГОУ СОШ №317 ВАО г. МОСКВЫУчитель – ЛЁДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА Урок этики в 11 классе

№ слайда 2 РЕФЛЕКСИЯ:ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЧАСОВРАЗДЕЛА
Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ:ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЧАСОВРАЗДЕЛА

№ слайда 3 Нормативная этикавысшие моральные ценности ДОЛГ, СОВЕСТЬ, СТЫД, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНС
Описание слайда:

Нормативная этикавысшие моральные ценности ДОЛГ, СОВЕСТЬ, СТЫД, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

№ слайда 4 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Познакомиться с особенностями проявления долга.2. Разобраться в
Описание слайда:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Познакомиться с особенностями проявления долга.2. Разобраться в понятии «СУЩНОСТЬ СОВЕСТИ»3. Иметь представление об основных «свойствах» морали.4. Проследить взаимосвязь совести и долга, совести и стыда.5. Разобраться в комплементарности чести и достоинства.6. Принять участие в практикуме «Соотношение чести и достоинства в теории морали».

№ слайда 5 ПЛАН СЕМИНАРАОсобенности проявления долгаСУЩНОСТЬ СОВЕСТИОсновные «свойства» мор
Описание слайда:

ПЛАН СЕМИНАРАОсобенности проявления долгаСУЩНОСТЬ СОВЕСТИОсновные «свойства» моралиВзаимосвязь совести и долгаВзаимосвязь совести и стыдаЧесть и достоинствоКомплементарность чести и достоинстваСоотношение чести и достоинства в теории морали.Согласованность чести и достоинства

№ слайда 6 Долг и совесть — личностные категории морального сознанияС их помощью общие соци
Описание слайда:

Долг и совесть — личностные категории морального сознанияС их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.Долг — это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

№ слайда 7 ВЫВОДЫпростое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова.
Описание слайда:

ВЫВОДЫпростое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. обязанность выполняется человеком под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Особенности проявления долга Добровольность. В зависимости от степени осознания
Описание слайда:

Особенности проявления долга Добровольность. В зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно-необходимым требованиям щи личным обязательствам, независимое от внешних или внутренних принуждений.Активная гражданская позиция. Люди нравственного долга активны, деятельны, не проходят равнодушно мимо морального ли иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у таких людей чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело.Множественность долгов. Существует сложная «uepархия» долгов; долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед друзьями, перед самим собой. Это порождает определенные трудности, связанные с необходимостью выбирать какой из долгов надлежит выполнить в первую очередь, особенно если они противоречат друг другу.

№ слайда 10 Совесть — способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к о
Описание слайда:

Совесть — способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Она помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям.Совесть — это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора.Совесть – «другая сторона» долга

№ слайда 11 Сущность совести
Описание слайда:

Сущность совести

№ слайда 12 Совесть проявляет себя: как побудитель, направляющий на соблюдение нравственных
Описание слайда:

Совесть проявляет себя: как побудитель, направляющий на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведениекак корректирующий фактор во время действиякак оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценку наших поступков

№ слайда 13 Функции морали
Описание слайда:

Функции морали

№ слайда 14 Основные «свойства» морали   « Интимный» характер совести. В разговоре с собстве
Описание слайда:

Основные «свойства» морали   « Интимный» характер совести. В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предано откровенным. Можно обмануть других, но обмануть собственную совесть невозможно: это «свидетель, который всегда с тобой». Относительность совести как средства самооценки. В самооценке, производимой совестью, проявляется способность к моральному компромиссу или бескомпромиссность личность. Поэтому нельзя целиком полагаться на совесть, она может быть снисходительной. Ее нельзя обмануть, но можно «уговорить», «усыпить», найти себе оправдание – «так сложились обстоятельства». Но ведь обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служит совесть.    Совесть как стыд за совершенное, как форма раскаяния. В этом качестве совесть являет себя в одном из наиболее жестоких своих обличий: она выступает как угрызения совести, муки совести осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий. Мера переживаний, степень «мук совести» зависит, от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать собственное поведение и поведение других. Моральным результатом этих переживаний является раскаяние, нравственный смысл которого — гармонизация отношений между Долгом и Совестью.

№ слайда 15 1. С одной стороны, долг и совесть образуют единый морально-психологический меха
Описание слайда:

1. С одной стороны, долг и совесть образуют единый морально-психологический механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в качестве основания для выполнения долга.2. С другой стороны, между совестью и долгом могут возникать конфликты, порождаемые, как правило, несовпадением целей и интересов личности и общества. Вопрос о правоте совести и долга зависит от обстоятельств, от правильного или неправильного понимания долга.Взаимосвязь совести и долга

№ слайда 16 Фиксируя ответственность человека перед самим собой, совесть принципиально отлич
Описание слайда:

Фиксируя ответственность человека перед самим собой, совесть принципиально отличается от таких регулятивов, как страх и стыд, которые представляют более низкие ступени нравственного развития. Страх, по большому счету, можно вынести за границы собственно моральной регуляции (если он не "переплавляется" в моральном сознании, переходя из стимула в мотив). Стыд располагается ближе к совести, часто функционируя наряду с ней, и отличается тем, что предполагает наличие внешнего наблюдателя (авторитетной личности либо людей вообще: "что скажут люди?"), а также сводит самооценку к ее негативному проявлению. Поэтому понимание совести как «стыда перед самим собой» не вполне точно: спектр самооценки на уровне функционирования совести шире, предполагая как негативный ее аспект ("угрызение совести», чувство вины), так и позитивный (удовлетворенность своими поступками).Взаимосвязь совести и стыда

№ слайда 17 Честь и достоинство  Категории честь и достоинство отражают моральную ценность л
Описание слайда:

Честь и достоинство  Категории честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека.Честь и достоинство — категории комплементарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.Достоинство — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.

№ слайда 18 Комплементарность чести и достоинства Проведенный исторический экскурс позволяет
Описание слайда:

Комплементарность чести и достоинства Проведенный исторический экскурс позволяет сделать, по крайней мере, два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиями ожиданиям, предъявляемым группе к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

№ слайда 19 Эти тонкости в различении чести и достоинства особенно важны, когда речь идет об
Описание слайда:

Эти тонкости в различении чести и достоинства особенно важны, когда речь идет об оценке человека и соблюдении его прав и свобод: я могу не оказывать человеку чести, почета и уважения, но я обязан считаться с его человеческим достоинством (недопустимость унижения и попрания прав любого человека проистекают именно из этого положения).Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его так называемые «естественные права» (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность. В XX веке эти и другие права были зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека», гарантирующей человеку достойное существование.Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости с другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.Высшим проявлением человеческого достоинства принято называть благородством.

№ слайда 20 Нравственное Величие человеческой личности Благородство — это нравственное велич
Описание слайда:

Нравственное Величие человеческой личности Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства. Тем неприятнее сталкиваться с людьми, которые не соответствуют этим представлениям. Человек, который хочет жить за счет чужого труда, или работает спустя рукава, надеясь на подачку общества, или безразличен к судьбе собственного народа – такой человек забывает о своем достоинстве и в конце концов теряет его. Человек, охваченный лишь жаждой личного обогащения, ставший рабом своего благополучия, рабом вещей, – такой человек скорее всего также лишен чувства собственного достоинства.

№ слайда 21 Соотношение чести и достоинстваСоотношение чести и достоинства трактуется в теор
Описание слайда:

Соотношение чести и достоинстваСоотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется как неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

№ слайда 22 Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а с
Описание слайда:

Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи), благоденствие и нравственный статус которой должны охранять и поддерживать ее члены. Закрепленное в мифологических и ритуальных представлениях деление на «своих» и «чужих» являлось первичным клише для оценки человека. «Чужой» человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, за ним не предполагалось никаких достоинств. Принадлежность же к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников. Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого сообщества, потому в древнем мире понятие чести как возвышения в «своей» среде оказывается доминирующим.В античную эпоху, сопровождавшуюся образованием государств, зарождается понятие гражданского достоинства, которое, однако, также не связывается с индивидуальной самобытностью человека.

№ слайда 23 Из истории:Ценность человека определяется исключительно его принадлежностью к го
Описание слайда:

Из истории:Ценность человека определяется исключительно его принадлежностью к государству. Вне Рима, Афин или Спарты личность теряла свое значение. Причем понятие чести относилось только к свободным гражданам. Раб не считался человеком и потому не имел ни человеческого, ни гражданского достоинства.В оформлении категорий чести и достоинства немалую роль сыграл воинский этос. Воины издревле образовывали обособленную социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий. Таким образом, воин претендовал на особую честь. Поэтому впоследствии везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующим в нравственном кодексе эпохи.

№ слайда 24 Другим историческим периодом, в котором воинский этнос, а вместе с ним и понятие
Описание слайда:

Другим историческим периодом, в котором воинский этнос, а вместе с ним и понятие чести вышли на передний план в нравственной системе, стало Средневековье. Феодалы-рыцари являлись господствующим классом, для которого представление об особой сословной чести, обладать которой могут только «благородные» люди, было естественным. Предполагалось, что только «благие от рождения» способны исполнять сложные, возвышенные, недоступные простолюдину обязанности: верность господину, верность данному слову, щедрость, соблюдение правил поединка и т.п. Следование сословному кодексу чести способствовало возвышению индивида в глазах рыцарского сообщества. Одобрение общественного мнения выражалось в шумной славе и почестях, ради которых по преимуществу и совершались нравственные подвиги рыцаря. Таким образом, честь носила в средние века ярко выраженный сословно-статусный характер. Личная же честь добывалась путем тщательного следования нравственному образцу в соперничестве с другими членами все того же «своего» аристократического круга, внимание и одобрение которого следовало заслужить.

№ слайда 25 Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства наполняет их, в отлич
Описание слайда:

Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства наполняет их, в отличие от средневековья, личностным содержанием: все больше в основу их кладется не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести. Постепенно идея равенства людей от природы — идея «естественного равенства» — стала основой представлений о том, что всякий человек как существо разумное, в силу принадлежности к человеческого роду, обладает неким абстрактным достоинством человека как такового. Не социальная группа, а автономная личность становится субъектом моральной регуляции. Нравственный статус этой личности зависит уже не только от ее оценки общественным мнением, а формируете по относительно независимым критериям. От этики «избранных» человечество перешло к этике равноправных, главной характерней кой которых является достоинство, понимаемое как неотъемлемой атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума. Новое и новейшее время все больше связывает понятия чести и достоинства с успехом: материальным достатком, финансовыми возможностями, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по социальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие.

№ слайда 26 Согласованность чести и достоинства
Описание слайда:

Согласованность чести и достоинства

№ слайда 27 Как же ведет себя человек? Униженный человек и вправду может чувствовать себя «у
Описание слайда:

Как же ведет себя человек? Униженный человек и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным» и, искренне считая, что действительно «недостоин», проявить смирение в своем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств.Он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внутренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.Несмотря на унижения и оскорбления, человек принимает бесчестье с достоинством, т.е. теряя честь, сохраняет достоинство, что дает ему силы для активной защиты собственной чести. Именно сохранение собственного достоинства помогает и заставляет человека заботиться о возвращении утраченной чести.

№ слайда 28 итоги ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ ИЗ ФОНДА ВИДЕОУРОКОВ «ВОЙНА» 1. БОЙЦАМ АЛЬФЫ» ( ПАТРИОТИЗ
Описание слайда:

итоги ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ ИЗ ФОНДА ВИДЕОУРОКОВ «ВОЙНА» 1. БОЙЦАМ АЛЬФЫ» ( ПАТРИОТИЗМ)ОБСУЖДЕНИЕ.2. ПРОСМОТР ФИЛЬМА «ВОЙНА» (ЧЕСТНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ. ЛОЖЬ. СТЫД.)ОБСУЖДЕНИЕ.3. ПРОСМОТР ФИЛЬМА «БОЛЬ АНГЕЛА» (ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО МУЖЧИНЫ)

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru