Московский метрополитен
Московский метрополитен - это основа транспортной системы столицы. Он надежно связывает центр города с промышленными районами и жилыми массивами. На сегодняшний день доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%.
В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов. Это наивысший показатель в мире. Ежедневно по 12 линиям метрополитена, общей протяженностью 305,5 километров со 185 станциями пропускается более 10 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает более 5 тысяч, из которых формируется более пятисот составов. Средняя эксплуатационная скорость поездов Московского метрополитена (с учетом остановок) составляет около 41,62 км/ч. При этом обеспечивается высокая регулярность движения поездов с минимальным интервалом - 90 секунд.
Метрополитен — от французского «столичная железная дорога». Название «метрополитен» (метро) принято во многих странах. Первая подземная железная дорога была построена в Лондоне в 1863 году. Изначально первая линия в Лондоне эксплуатировалась на паровой тяге, которая с 1890 года заменялась на электрическую.
Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868 году как надземный, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными (первая подземная линия открыта в 1904). 6 июня 1892— открыта первая надземная линия метрополитена Чикаго на паровой тяге. На европейском континенте старейшими являются метрополитены Афин (1869), Будапешта (1896), Вены (1898), Парижа (1900), Берлина (1902), а также Гамбурга (1912). В Великобритании следующим после лондонского стал метрополитен в Глазго (1896).
В июне 1931 года было принято решение о строительстве Московского метрополитена. 15 мая 1935 года - ровно в 7 часов утра началось регулярное движение поездов по первому участку Московского метрополитена. 13 станций были открыты для всеобщего пользования.
Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище.
В июле 1941 года из жителей Москвы и Подмосковья, в том числе – из работников Московского метрополитена была сформирована 18-я дивизия народного ополчения. Свое первое боевое крещение она получила в октябре 1941 года, когда немецко-фашистские войска начали наступление на Москву. Дивизия прикрывала отступление частей регулярной армии, затем участвовала в боях на ближних подступах к Москве, а в декабре 1941 года, перешла в наступление и освободила подмосковный город Истру. Почётное имя «Народный ополченец» было присвоено одному из поездов в 1988 году в честь подвига ополченцев в боях под Москвой. Поезд отличался от остальных соответствующей надписью на головных вагонах.
Метро Москвы – это удивительный архитектурный памятник. К работе привлекли маститых русских архитекторов. 44 станции московского метро признаны объектами культурного наследия.
В современной архитектуре метрополитена тоже много интересного. Дизайнерские и архитектурные находки воплощаются в интерьерах новых станций.
Поезда будущего будут удивлять нас скоростью, бесшумностью движения, новыми технологиями.