Урок № 16 Тема: «Мир знакомых и незнакомых людей»
Нас окружает множество людей. Одних мы знаем достаточно хорошо, с другими не знакомы. Таким образом, мир вокруг нас можно условно поделить на знакомых и незнакомых нам людей.- Как эти люди отличаются друг от друга?- Как следует выстраивать с ними отношения?Поговорим об этом на нашем уроке.
Понимать:значение мира знакомых и незнакомых людей для формирования личности подростка;противоречивость влияния этих миров на процесс социализации подростка.Знать:термины и понятия «свои», «чужие», «враги», «круг знакомств»;основные правила поведения с незнакомыми людьми;современные трактовки психологической науки о влиянии мира знакомых и незнакомых людей на поведение подростков. Уметь:давать характеристику мира знакомых и незнакомых людей;высказывать суждения на обществоведческие темы;работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.Отношения, ценности, внутренние установки:дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию мира знакомых и незнакомых людей на формирование подростка;объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
1. «Знакомые» и «незнакомые».2. «Я» и «другие».3. «Чужие» и «чужаки».4. Защита «своих».
В современном мире человеку трудно найти уединение. Нас окружает множество людей. Давайте отправимся в эту удивительную страну Общения, где познакомимся и исследуем главных ее персонажей: знакомых и незнакомых, своих и чужих, чужих и чужаков.
1. Мир знакомых и незнакомых людей Итак, нас окружает множество людей.Задание: изобразите графически мир знакомых и незнакомых нам людей.
Задание: работая с текстом параграфа, составьте отличия мира знакомых и незнакомых людей, отобразите их графически.Отличия мира знакомых и незнакомых людей
Следовательно, отношения между знакомыми и незнакомыми людьми различаются принципиально Знакомые: - близкие и личные отношения,- интерес к делам, проблемам Здесь важнодуховное общение, а не выгода Незнакомые Исключительно деловые отношения
Человек формируется под сильным влиянием окружающих людей и общества в целом Что значит «общество влияет»? Ограничивают «другие» нашу свободу или нет? Кто такие «другие»? Чего хотят другие?
Задумаемся… Рассмотрим пример. Как влияют на учеников учителя, иначе говоря, «другие»?
Подведем итоги… «Другие» – это не любые и не случайно попавшие в наше окружение. Из множества других выбираются лишь некоторые – значимее «других».«Другие» различаются между собой. И мы выбираем их для общения избирательно.«Я» и «другие» могут войти в противостояние друг к другу.
Задание: что происходит, когда кто-то способен противостоять групповому мнению и пойти против общего мнения? Легко ли это? Что испытывает смельчак?Коллектив?
«Другие» давят своим авторитетом «Я» сопротивляется общему мнению «Я» сопротивляется общему мнению «Другие» чувствуют воодушевление«Я» чувствует себя растерянным и подавленным
Задумаемся… Как вы считаете, кто прав? Коллектив, который считает, что большинство не может ошибаться,или Один человек, не побоявшийся выступить против мнения коллектива?
Как поступить индивиду в подобной ситуации?Задание: работая с текстом параграфа, выработайте правила поведения при групповом давлении на личность.
Надо рассмотреть свое поведение как бы со стороны.Необходимо взглянуть на него глазами своих товарищей.Не лукавить.Посмотреть на себя беспристрастно, без чрезмерной любви к себе-единственному.Результаты: 1) самокритика продвинет вас по пути формирования собственного «я»;2) у вас появится шанс развить в себе сочувствие и сопереживание другим.
Задумаемся… Означает ли это, что мы не должны любить и жалеть самих себя?
На прошлом уроке мы убедились, что слово «чужие» употребляется в разных значениях. Рассмотрим одно из них.Чужаки – это не просто незнакомые нам люди. Они чужды нам по:взглядамубеждениямобразу жизниповедениюЧужой – противоположный мне.Враг – это человек с полностью противоположными ценностями.Задание: приведите примеры чужаков и врагов. Свой выбор объясните.
4. Защита «своих» Как часто мы сталкиваемся в жизни с подобными ситуациями: общаясь с другими, особенно незнакомыми людьми, мы яростно защищаем свою группу: не выносим сор из избы, выгораживаем своих, приукрашиваем достоинства друзей.Задание: как вы думаете, почему мы это делаем? Правильно ли это?
Первая ситуация: как поведут себя «свои», узнав о неблаговидном поступке товарища по классу?Вторая ситуация: как поведут себя «свои», если кто-то плохо отзовется о вашем друге, имея на то основания?Третья ситуация: как поведут себя «свои», если в семье возникнут проблемы?
Что обозначает выражение «круг знакомств»?Что нового вы узнали сегодня на уроке?С чем согласны?Какие положения вызвали у вас несогласие, недоумение?
Выучить § 14 и выполнить разноуровневые задания:1 вариант: опишите мир знакомых и незнакомых людей.2 вариант: ответьте на следующий вопрос. Согласны ли вы с мнением: «Своих надо защищать при любых обстоятельствах»? Попробуйте доказать свое мнение.3 вариант: составьте и сформулируйте основные правила поведения с незнакомыми людьми.
Желаю удачи!