Классный час в 9 «Г» классепо нравственному воспитанию КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ Классный руководитель: Голосова Н. Л.
Человек – существо социальное. Что это значит? Человек существует / живёт, учится, работает/среди людей: в семье, группе в детском саду,в классном коллективе, группе студентов,среди коллег на работе. Коллектив бывает разный.Легко или трудно устанавливать контакт, общаться с людьми?
Как вы думаете, чего не хватает ребятам, чтобы наладить контакт с одноклассниками и общение было приятным?
Ситуации:- Люда из малообеспеченной семьи. В семье трое детей. Люде приходится донашивать вещи старшей сестры. Она часто выглядит в них нелепо. Некоторые одноклассницыподсмеиваются над ней и даже могут сказать в её адрес обидные слова. Вадим считает, что одноклассники не хотят с ним дружить. Он заходит в класс не здороваясь, а уходит не попрощавшись. Перемены он проводит в библиотеке или стоит один у окна.Олег сильнее одноклассников, он считает себя умным и успешным. Олег часто произносит фразы, унижающие достоинство одноклассников. Ребят это очень обижает.В итоге они перестали общаться с Олегом и он остался один.
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
Тема нашего разговора: Культура взаимоотношений в коллективе
Все люди разные по характеру, по разному воспринимают окружающий мир, имеют разный уровень образованияи воспитания, разные манеры поведения.Как вы думаете, в каком коллективе радостно общаться, приятно сотрудничать?
Из каких составляющих складывается культура взаимоотношений?
Уважение к человеку. В чём оно заключается?Это отношение к человеку как к высшейценности. Это общее требование реализуетсячерез вежливое отношение к человеку,признание личностных прав, оптимистическийподход к человеку, недопустимость какого быто ни было насилия над личностью, помощьи поддержка человека.
Мудрые люди говорят:Вежливость – первая и самая приятнаядобродетель. Локк Д.Истинная вежливость заключается вблагожелательном отношении к людям. Руссо Ж.-Ж.
Различают разные оттенки вежливостиТочное соблюдение внешних форм уважения с определённой сдержанностью.ДеликатностьЧуткое и бережное отношение к человекуЛюбезностьПодчёркнуто внимательное, обходительное и доброжелательное отношение к человеку.КорректностьВежливо строгое, холодное, официально уважительное отношение к человеку.
ТактичностьТворческая форма поведения человека,чуткое и осторожное отношение к человеку в трудных, нестандартных ситуациях.Это умение человека во всех случаях поступать в соответствии с тактом.Тактичность требует не только нравственного, но и интеллектуальногорешения.
Например:Человек стремится скрыть свои физические недостатки. Тактично –Человеку нанесли обиду, вызвали у негоболь и страдания. Такт требует
Мудрые люди говорят:Есть моральная тактичность, которая угуманного человека сказывается во всехего поступках и которой не имеет злойчеловек. Дидро Д.
К чему приводит бестактность? / отсутствие такта /Бестактность может причинить другому человеку обиду, страдания, досаду,неприятность, унижение достоинства,хотя «обидчик» и не питает к тому человеку недоброжелательности.Приятно ли вам будет оказаться в такой ситуации?
Если вы не расположены проявлять доброжелательность к окружающим вас людям, тогда просто постарайтесь соблюдать правила этикета. Они близки к конкретным правилам вежливости, которые также называют правилами хорошего тона, хорошихманер, которые предусматривают выражение доброжелательности, чуткости и внимания к человеку с помощью внешних форм поведенияи действий: речи, жестов, мимики,особенностей внешнего облика, движений и действий.
Правила этикета дают человеку модельобщепринятого поведения и тем самымоблегчают ему общение с другимилюдьми. Этикет даёт возможностьвыразить уважение к человекуобщепонятно, легко и просто.
Мудрые люди говорят:При помощи такта можно добитьсяуспеха и в тех случаях, когда нельзяничего сделать при помощи силы. Леббок Д.Недостаточно быть добрым, нужно ещёбыть тактичным. Амиель Г.Ф.
Опустите или закройте глаза. Подумайте и молча, про себя ответьте:Вы себя уважаете?Что вы чувствуете, когда по отношению к вам проявляют неуважение, бестактность?Вы хотите, чтобы к вам относились вежливо, с уважением?
Подумайте о своих одноклассниках:Я ко всем отношусь вежливо, тактичноили могу обидеть?Проанализируйте:Почему к некоторым одноклассникам япозволяю себе проявлять бестактность?Они что-то плохое сделали по отношениюко мне?Мне этот человек мешает учиться,создаёт мне проблемы?Его недостатки играют для меня большоезначение?
Я что, глупый, что могу обидеть человека просто так?
ДОБРОЕ СЛОВОА Вы седой! – сказали мне при встрече.А были чёрный! – Был, - ответил Я.И что-то мне тот час легло на плечиИ придавило камнем бытия. -А ты не старый! – как-то мне сказали Мои друзья за праздничным столом. И мне как будто крылья развязали, И туго свистнул воздух под крылом.И полетел я в облачные выси,И был я очарован красотой.Дремавшие во мне до толе мыслиЗаволновались нивою густой. -Друзья мои, внушайте людям веру И чаще говорите: «Добрый день». И следуйте хорошему примеру – Продляйте добрым словом жизнь людей!
Мудрые люди говорят:Каков характер, таковы и поступки.Уважаешь человека – уважаешь себя.Быть грубым – значит забытьсобственное достоинство. Чернышевский Н.Г.