Мировая художественная культура открытый урок в 9 классе МОУ Большекаменская СОШ Учитель: Симашева А.Ф. Колокольные звоны Цель: познакомить учащихся с искусством колокольных звонов, важным и художественно своеобразным видом национального культурного наследия России
Колокольные звоны России «Знакомый звон, любимый звон – Руси наследие святое. Мое причастие к тебе да будет вечным, Как и все живое.» Е.Растопчина
Виды церковного звона Благовест – добрая весть о начале богослужения; мерные удары в один большой колокол Перезвон – символ печали, используется на похоронах, страстной неделе; медленно поочередно перебираются все колокола Переборы – довольно скорые удары по одному разу во все колокола по порядку от самого маленького до самого большого Собственно звон – звон в два или более колокола вместе Будничный – используются малые колокола в будние дни; мелодичный спокойный Трезвон – звон состоящий из 3-х частей; применяется в праздничные дни: великий, средний, малый или красный
Основа - ритм и вариантность Основа колокольного звона – ритмический рисунок и принцип вариантности, типичная для народного песенного творчества. Каждый звонарь творит в силу своих технических возможностей, музыкального таланта и вдохновения
Многоголосные звоны нелегко запомнить. Чтобы облегчить запоминание ритмических рисунков, их подтекстовывали: один слог- один удар (I –долгий звук, II- короткий звук). Например: Жил Святослав девяносто лет I II I II I I I Жил Святослав да преставился Оставалось от него чудо чудное II II II I II I I I Молодой Вольга Святославович II II I II I I I
Шуточные попевки колокольни ростовского Успенского собора и церкви женского монастыря«Мы всех обокрали, мы всех обокрали», - «а мы знаем, да не скажем, а мы знаем да не скажем» «К нам, к нам сиротам, к нам, к нам сиротам» - «будем, будем, не забудем, будем, будем не забудем» «Кутейники, кутейники, что за люди?» - «дрянь, дрянь»
Колокола – звучащие символы России Назови страны и время возникновения первых колоколов. Как использовались бубенцы, колокольчики, небольшие колокола в древнем дохристианском мире? Какой инструмент служил призывом к богослужению в христианском мире? Как называют колокола в русском церковном уставе? Где, в каком веке впервые в Европе были изготовлены колокола?
Как использовались колокола в Западной Европе? Приведите пример. Колокол какого готического собора получил название «Великий молчальник»? Почему? Каким путем колокола попали на Русь в ХIв.? В чем особенности музыкального сопровождения западного и восточного церковного обряда? Что способствовало распространению колоколов на Руси?
В чем заключаются особенности звукоизвлечения восточных, западноевропейских и российских колоколов? К какому веку относится расцвет колокольного искусства в России? Как в старину передавалось искусство колокольного звона?
Колокола в истории России Звон медный несется, гудит над Москвой, Царь в смирной одежде трезвонит: Зовет ли обратно он прежний покой, Иль совесть навеки хоронит? Но часто и мерно он в колокол бьет, И звону внимает московский народ И молится, полный боязни, Чтоб день миновался без казни.
«В лето 6880/1372г. ..в Новгороде Нижнем у Святого Спаса колокол большой сам осебе позвонил, трижды ударил» (из древнерусской летописи) «Что означает, когда колокол «сам о себе звонит»?», - спросили старого звонаря «Колокол народную беду завсегда чует»,- ответил он односложно
Выводы: Колокольные звоны – важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия. Колокола, с полным правом, можно назвать звучащими символами России.
Виды звона, не употребляемые в церковной практикеБой часов и куранты на башнях – участвуют, как правило, гармонически настроенные колокола, управляемые механическим устройством, соединенным с часами Набат – учащенный звон в один колокол по поводу бедствия или происшествия. Политический звон – использовался в Древней Руси для созыва народа на вече.