Юрий Иосифович Коваль ( 1938 – 1995 )
Детство « …Я родился 9 февраля 38-го года в семье работника милиции Иосифа Яковлевича Коваля. Он был из крупных чинов милиции. И когда я родился, он был начальником уголовного розыска города Курска, впоследствии он работал в уголовном розыске Москвы, во время войны уже, в отделе по борьбе с бандитизмом, на Петровке. И потом был назначен начальником уголовного розыска Московской области во время войны же. Отец всю войну прошел в Москве, тем не менее был многократно ранен и прострелен. Моя мама — врач-психиатр, она ученица одного из крупнейших — кажется, даже самого Ганнушкина. Ей было уже к моменту моего рождения тридцать лет. То есть я был для нее поздний ребенок, уже был Боря1 рождения 30-го года. Мама была главным врачом психиатрической больницы в Поливанове. Это неподалеку, небольшая психиатрическая больница под Москвой. И в детстве (мое детство довоенное) год, два, три я провел именно в Поливанове. …Там была комната, в которой мы жили. Потом мне ее показывали, я уже в более взрослом состоянии туда приехал как-то с Борей, и моя тетя Саша вспоминала, что я всегда жаловался, и, когда говорили: Поедем в Поливаново, — я плакал ужасно и говорил: Не поеду в Поливаново, там холодно и тараканы... Вот это семья... Дальше началась война…» (Из воспоминаний Ю.Коваля)
«…1945 -й год — школа. 657-я школа на улице Чаплыгина… На меня, конечно, огромное влияние оказал Владимир Николаевич Протопопов, как мне кажется — величайший из учителей, умеющий находить совершенно неординарные подходы к делу, к любой теме. ... … Неординарность мышления, неординарный подход к делу, огромная ласка по отношению ко мне (все-таки я понимал, что это величина, а не просто так), особая, как мне кажется, любовь ко мне, но это, может быть, и другие так понимали... И главное, ты знаешь что — утверждение того, что я личность. Обычно все говорили: Коваль — двоечник... А этот никогда так не говорил, я был для него один из выдающихся... людей... мира...» ( Из воспоминаний Ю.Коваля)
На всех уроках будущий писатель и его ближайшие друзья писали стихи, а классе в восьмом они даже образовали тайный союз поэтов, чем изрядно взволновали родителей.
Учёба в МГПИ им. Ленина В 1955 году Юрий Коваль поступил в Пединститут, где с первых дней учёбы прослыл незаурядной личностью. Круг его интересов был удивительно широк: он занимался прозой Зощенко, рисовал в изостудии, пел и играл на пианино, банджо, гитаре, сочинял стихи и прозу для институтской газеты, играл в настольный теннис и ходил в походы… Всякое было в те годы: и прогулы лекций, и споры до хрипоты, и разработанная Ковалём остроумная система подготовки к экзаменам по литературе: он приглашал девушек в кино и театр на постановки произведений, которые не успел прочесть.
Годы учения в институте можно смело назвать лицейскими, решающими в формировании будущего писателя. Это был золотой век Пединститута, преподавательский состав в те годы сложился блестящий и студенты ему соответствовали: с Юрием Ковалём учились ставшие известными всей стране барды Юрий Визбор, Юлий Ким и Ада Якушева, поэт Юрий Ряшенцев, театральный режиссёр Пётр Фоменко и многие другие. Большую часть времени они проводили в институте, дневали и ночевали там порой в прямом смысле слова, а частые туристические походы помогали не расставаться.
Первые рассказы Коваля "Зайцы» и "Дождь" были опубликованы в институтской газете "Ленинец" в 1956 году, причём за них автору даже была присуждена премия в размере 50 рублей.
Начало литературной деятельности «… Сразу после института я был послан в село Емельяново Татарской АССР по распределению… Это, значит, село Емельяново Лаишевского района... ... Там я работал в школе и был преподавателем самых разных предметов. Самых разных — география, история, русский, литература, пение и все такое. …Там было несколько учителей, но учителей пятого-шестого-седьмого классов не хватало. Я зарабатывал бог знает сколько по тем временам. Здорово зарабатывал, надо сказать …Первыми моими рассказами были тексты диктантов …: На полу сидела мышь. Вдруг вбегает грозный муж И, схватив огромный нож, К мыши он ползет, как уж. ... Это на правописание шипящих был диктант. Но это все были такие шутки и чепуха, это нельзя считать ничем серьезным, я никогда к этому серьезно и не относился. Это было просто легкое хулиганство по поводу правописания шипящих. Вот и все... По возвращении из Татарии я написал несколько рассказов. И уже там написал. … Я отработал там срок и вернулся в Москву.» ( Из воспоминаний Ю.Коваля)
Село Емельяново Лаишевского района. 1962 год.
Вернувшись из Татарии, Юрий Коваль несколько лет работал учителем в школе рабочей молодежи №114, литсотрудником в журнале «Детская литература», иногда печатаясь вместе с однокурсником Леонидом Мезиновым под псевдонимом Фим и Ам Курилкины, а в 1966 году навсегда ушёл «на вольные хлеба». В те годы в издательстве «Малыш» были опубликованы первые книжки Коваля: сборники стихов «Станция Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969).
В 1968 году Коваль получил от журнала «Мурзилка» командировку к пограничникам, впечатления от которой легли в основу повести «Алый» и рассказов «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь». Как вспоминал сам писатель, во время написания «Алого» он «поймал прозу за хвост»: «Я наконец написал такую вещь, когда я определился и можно было сказать — это написал писатель Коваль».
Юрий Коваль долго и плодотворно сотрудничал с детским журналом « Мурзилка» ( в качестве автора и переводчика).
При жизни Коваля было опубликовано около тридцати его книг, в основном детских. Наиболее известные из них : «Приключения Васи Куролесова» (1971), «Кепка с карасями» (1974), «Недопесок» (1975), «Пять похищенных монахов» (1977), «Полынные сказки» (1987).
Ю.И.Коваль был удостоен следующих наград: - диплома А. Гайдара (1983), - почетного диплома IBBY – Международного совета по детской и юношеской литературе (1986, за книгу «Самая легкая лодка в мире»), -дважды был лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1972, 1987г.), -премии «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов ( за роман « Суер-Выер» посмертно).
Юрий Коваль умер в своём доме в Москве от обширного инфаркта. 2 августа 1995 года . Похоронен в Москве на Лианозовском кладбище рядом с родителями. В 2008 году редакция журнала «Мурзилка» учредила ежегодную премию имени Юрия Коваля за лучшее литературное произведение для детей (её итоги подводятся в день рождения писателя). Произведения Коваля переведены на английский, немецкий, французский, итальянский, польский, венгерский, голландский, шведский, финский, болгарский, норвежский, датский, японский и китайский языки.
“Коваль любил петь, и он пел как фавн, его пение поражало всех, но Коваль не был певцом, он был художником-изобретателем: живопись, графика, керамика по металлу, — он делал невероятно красивые религиозные росписи горячей эмалью, он любил лепить. Но его узкой специальностью, которую он любил менее всего, была литература, и она была самая талантливая. Так кто же он был — певец, скульптор, художник, писатель? Он был гений...» ( Владимир Лемпорт) «Место встречи изменить нельзя»
«Крутицкий переулок» «Зима в Серебряническом переулке» «Натюрморт» «Чайник»
«Птичий рынок» «А. А. Тарковский» «Б. В. Шергин»
«Гаражи в Марьиной роще» « Москва» 1970г.
Портрет писателя Б. Шергина ( дерево, масло) « Тетеринские бани» (дерево, позолота, обратный рельеф) Манускрипты Ю. Коваля.
«Я думаю, что лучшими людьми, которых я встречал, были, конечно, художники... Иисус говорил, праведники — соль земли. Я, конечно, не смею поправлять Матфея, великого автора великого произведения, но так от себя бы добавил: художники и праведники — это соль земли». Ю. Коваль