МОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа №1» Номинация: «Первые шаги в экологии». Исследовательская работа «Исследование зрения у собак». Выполнила: Аниськина Алевтина 3 «Б» класс Руководитель : Кудрявцева Н.А.
Цель моей работы – Определить , способны ли собаки различать цвета. Задачи: - Изучить литературу по данной теме; - провести эксперимент на наличие у собак цветового зрения, используя методику И.П.Павлова; - представлять результаты исследовательской работы.
Исследовательская работа проводилась с 10 сентября по 28 декабря 2010 года. Объектом исследования является среднеазиатская овчарка по кличке Барон. Предмет исследования зрительное восприятие собаки.
Гипотеза: Если собаки обладают цветовым зрением, то они имеют и определенные биологические преимущества, т. к. способны воспринимать не только те признаки окружающих их объектов, которые являются исключительно следствием различной освещённости, — края и границы, но и другие их параметры. Цвет делает объекты более «видимыми» и придает физическую целостность окружающему нас миру.
Индивидуальный портрет объекта исследования. Кличка –Барон. Порода –Среднеазиатская овчарка - алабай. Пол –кобель. Рождение – 19 ноября 2006 года. Окрас – чёрно -белый . Рост в холке – 86 см. Длина от кончика носа до основания хвоста – 152 см. По типу ВНД – сангвиник, уравновешенно-подвижный тип.
Методика исследований Используемое оборудование: куриные шейки – любимое лакомство собаки, 3 пластиковых тарелки различных цветов: светло-зелёного, розового, голубого; и 2 ведёрка – жёлтого и зелёного цвета, (зелёное ведёрко темнее, чем светло-зелёная тарелка, а желтое соответствует ей по яркости). Первоначально собаке я предлагала еду в тарелках разного цвета, чтобы установить наличие цветового зрения. Во второй серии для контроля предполагается, что удастся дифференцировать полихромное – (собака выберет зелёное ведёрко) или монохромное – (собака выберет желтое ведёрко) зрение.
В течение 5 дней собаку подкармливали любимым кормом с тарелки одного цвета - светло-зелёного. Остальные пустые тарелки стояли рядом, их взаимное расположение изменялось произвольным образом. I этап. Первичная выработка условного рефлекса.
II этап. Контрольное определение выработки условного рефлекса на цвет. Перед кормлением собаке предъявили пустые тарелки без запаха пищи (тщательно вымытые). Она выбрала именно светло – зелёную.
Собаку вывели , еду положили в розовую тарелку. Первоначально она выбрала светло – зелёную тарелку без еды, а потом подошла к розовой тарелке с едой. III этап. Угасание условного рефлекса. Собаке не показывали цветных тарелок, корм я давала из обычной пластиковой белой миски.
Собаке 4 дня предлагается корм из светло – зелёной тарелки IV этап. Вторичная выработка условного рефлекса.
V этап. Контрольное определение выработки условного рефлекса на цвет. Еду собаке предложили в открытом пластиковом ведёрке зелёного цвета. Перед этим в оба ведёрка положили еду, чтобы у них был запах. Собака потянулась к ведёркам и начала их нюхать. Я вывела собаку из кухни.
Повторно собаке предложили ведёрки, накрыв тарелками отверстия.
В оба ведёрка положили корм, потом из жёлтого корм удалили. Я перевернула ведёрки вверх дном . Собака перевернула жёлтое ведёрко
РЕЗУЛЬТАТЫ В первой серии собака выбирала светло-зеленую тарелку. В контрольном опыте предпочла светло-зеленую тарелку без еды, и не подошла к розовой тарелке с едой. Это доказывает, что собаки могут различать окраску предметов. Такой результат может быть получен, если выработался рефлекс на оттенок серого (монохромное зрение). После периода забывания была проведена вторая серия эксперимента. В контрольном опыте с ведёрками собака выбрала желтое ведёрко, так как его яркость совпадала с яркостью светло-зеленой тарелки, из которой кормили собаку. Существо с цветовым зрением не совершило бы этой ошибки.
ВЫВОДЫ В результате обработки всех данных проведённых мной экспериментов, я определила, что у моей собаки отсутствует цветовое зрение. Хотя полностью отрицать отсутствие цветового зрения у всех собак я не могу, т.к. для полной правильности эксперимента , он должен проводиться в лабораторных условиях и специалистами.
Использованная литература 1. Борисов В.Б. Алабай.- М.: Прогресс, 1998. 2. Калинин В. А., Иванова Т. М., Морозова Л. В. Отечественные породы служебных собак азиатского происхождения. — М.: Патриот, 1992. 3. Климчук В.А. Волкодавы: Особенности содержания и дрессировки.- Л.: Невское время, 1991. 4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. -М.: МГУ, 1989. 5. Крысько В.Г. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2001. 6. Ярвилехто Т.А. Мозг и психика. М.: Прогресс, 1981.
Спасибо за внимание!