Программа «Школа России» Урок литературного чтения4 класc Е.И.Чарушин«Кабан» Составитель: Шаршукова В.А.,учитель начальных классовМАОУСОШ № 8 г.Старая РуссаНовгородской области
Игра «Верите ли вы...» Что сегодня нас ждет увлекательное путешествие?Что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?Что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?Что можно жить в деревенском доме и мечтать воспитывать кенгуру?Что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
Чарушин Евгений Иванович (1901-1965)русский художниккнижный график писатель
Будучи шестилетним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.
Отец Жени Чарушина был архитектором и художником. Ватман, тушь, краски - все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал.
Художник, который рисует животных, называется анималист. Для того чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
В отличие от отца, Евгений рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал он их везде - в лесу, на охоте и у себя дома.
Игра «Завершите фразу» Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с животными и природой. Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что много наблюдал за ними. Из его книг можно узнать о повадках, поведении и образе жизни животных. Художник, который рисует животных, называется анималистом.
Е.И.Чарушин«Кабан»
я рисую животных все звери играют придавил, отнял метлухрустнуло что-то сзади идут на менявсе из рук попадалохочет сшибить, растоптать, забодатьгромадные, с желтыми клыкамиползу, перебираюсь по загородкечуть я не слетел стыдно стало
Е.И.Чарушин«Кабан»
Вопросы после чтения Соответствует ли название рассказа его содержанию?Кто испугал автора? Сравним, оправдался ли наш прогноз?Почему Е.И. Чарушин назвал рассказ именно так?Кабан - страшный зверь? Почему автор его испугался?Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор.
«Толстые» и «тонкие» вопросы - Соответствует ли название рассказа его содержанию?- Почему Е.И. Чарушин назвал рассказ именно так?- Чем занимался Евгений Иванович в зоосаде? Прочитайте.- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?- Когда происходит действие рассказа? Прочитайте.- Почему так рано? Прочитайте.
Словарная работа баловствоуниматьсшибитьначальник — шалость — успокаивать — сразить, побить, уронить — подчиненный Объяснение лексического значения слов:сопеть, гуськом, зоосад, марал.
Е.И.Чарушин«Кабан»
Олени — семейство парнокопытных, содержащее 51 современный вид. Олени распространены в Евразии, Северной и Южной Америке, а также были завезены человеком в Австралию и Новую Зеландию. У самцов есть красивые ветвистые рога. Исключениями являются только олень водяной, у которого вообще нет рогов, и олень северный, у которого рога носят оба пола. Рога сбрасываются каждый год и вырастают заново.Олени растительноядные животные, питающиеся различными частями растений, в том числе корой, листьями, травами, почками, ветвями и ягелем. Олени олицетворяют благородство, величие, красоту, грацию, быстроту..
Ягуар — вид хищных семейства кошачьих. Длина тела без хвоста 120—185 см, хвост 45—75 см, масса 36—113 кг, в отдельных случаях до 120 кг. Ягуар является сумеречным хищником. Его самые активные охотничьи часы приходятся на время после захода солнца и перед рассветом. Основная его добыча — олени, но он нападает также на птиц, обезьян, лисиц, змей, грызунов. Охотится ягуар и на черепах — его мощные челюсти способны раскусить их панцирь. Хищник отлично плавает и редко упускает жертву, которая ищет спасения в воде. Основной метод охоты ягуара — это засада в высокой траве или на дереве.
Слоны - самые крупные и сильные из ныне живущих наземных млекопитающих. Это высокие толстокожие животные тропических областей Азии и Африки. Хоботом слоны отправляют в рот корм и воду, осыпают себя пылью, обливают, трубят и издают многие другие звуки. Огромные бивни слона представляют собой выросшую до невероятных размеров вторую пару верхних резцов. При благоприятных условиях слоны живут более 60 лет.Кормятся слоны высокой травой, плодами, клубнями, корой деревьев, а также тонкими побегами, особенно свежими. Для поддержания нормального веса и силы животному необходимо получать в день около 250 кг корма и 190 л воды.
Медведи — всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют.Обитают в самых разнообразных условиях — от степей до высокогорий, от лесов до арктических льдов. Все виды — наземные животные; белый медведь — полуводное.
Волк — хищное млекопитающее семейства псовых. Волк — наиболее крупное животное в своём семействе: длина его тела (без хвоста) может достигать 160 см, хвоста до 52 см, высота в холке до 90 см; масса тела до 86 кг. В качестве одного из ключевых хищников волки играют очень важную роль в балансе экосистем таких как лес, тайга, тундра, горные системы и степи. Всего выделяют примерно 32 подвида волка, различающихся размерами и оттенками меха. Волк — типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв.
Кабан - крупное животное. У кабанов, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников, как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами.
«Интересно! Ничего не вижу!» «Все из рук попадало !» «Прощай, моя акварель !» «Делать что-то надо !» «Вспотел со страху !»
синквейн Название (имя существительное)Описание (два прилагательных)Действия (описание тремя словами)Чувство (фраза)Повторение сути (синоним названия)
Домашнее задание: Выразительно читать текст на с. 96-99 учебника.По желанию: подготовить краткий пересказ; составить три-четыре вопроса к прочитанному тексту; подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
Источники информации: Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: Учеб. пос. для студентов-филологов. М., 2003.Л.В. Горина Рассказ Е.И.Чарушина «Кабан»//ж. Начальная школа, № 10, 2011 http://soyuz-pisatelei.ru/_fr/7/2280903.jpg http://900igr.net/datas/literatura/E.CHarushin/0005-005-Dom-detstva-E.-I.-CHarushina.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%E1%E0%ED http://www.stfond.ru/kaban.htm http://img-fotki.yandex.ru/get/3908 http://qrpngkt.time4film.ru/i/charushin-rasskazi.html http://stat20.privet.ru/lr/0b2cd45964c86fd02889ef95eade27d3 http://www.razumniki.ru/images/articles/kladovaya/egik_charushin.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/1/311695.9c/0_5f0a0_21e9af88_XL