«ПРОРОК НАУМ - ПОКРОВИТЕЛЬ ЗНАНИЙ» МКОУ «Лермонтовская СОШ», Куйтунский район, Иркутская область Автор: учитель начальных классов Банникова Екатерина Петровна
14 ДЕКАБРЯ - день памяти святого ветхозаветного пророка НАУМА Родился он в Галилее в 7 веке до Рождества Христова, предсказал гибель ассирийского города Ниневии. Книга пророка Наума есть в Ветхом Завете. Умер пророк Наум на 45-м году жизни. СВЯТОЙ НАУМ НАСТАВИТ НА УМ
С давних времен пророк НАУМ почитался на Руси наставником, помощником и покровителем у людей умственного труда. В школах и училищах его ещё звали ГРАМОТНИКОМ. В старину детей начинали учить дома с первого декабря (14 декабря по новому стилю) или отдавали в «наученье». И перед началом занятий всегда испрашивали благословения у пророка НАУМА.
Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев? Причины две: созвучие слов (ум и Наум) крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты - больше... Так приобрел пророк НАУМ эпитет «ГРАМОТНИК»
… Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды. Для семьи это был особый праздник, к нему готовились заранее, договариваясь с учителем – приходским дьячком. В древней и средневековой Руси дети обучались грамоте не у специально подготовленных учителей, а у людей, склонных к учительству, умевших читать и писать: священников и дьячков, оставшихся без прихода; монахов, покинувших свои монастыри; странников, летом ходивших по святым местам, а в зимнюю пору пережидающих стужу в какой-нибудь деревне и в благодарность за теплый угол и еду обучавших крестьянских детей; ремесленников, разорившихся от непосильных налогов; грамотных крестьян, оставшихся по какой-либо причине без крова, и т. д. Таких, как их называли, «бродячих учителей» было довольно много даже в конце XIX века.
Просыпайтесь ранехонько, Умывайтесь белехонько, В Божью церковь собирайтесь, За азбуку принимайтесь! Богу помолитесь - До всего дойдите: Святой Наум наставит на ум. Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословение на учение отрока.
Дома у ученика учителя встречали с почётом, сажали на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму. Затем ученика трижды легонько ударяли по спине плёткой, чтобы не озорничал, а учился прилежно. На следующий день спозаранку отрок отправлялся постигать церковнославянскую грамоту.
Кто жалеет розги своей: тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него. «БИБЛИЯ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ» (выдержки)
В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз и Буки, В как Веди, Г – Глаголь, И учитель для «науки» По субботам их порол. Вот какой чудной вначале Наша грамота была. Владимиров Иван Алексеевич «На уроке грамоты у дьячка» 1913
Вот каким пером писали – Из гусиного крыла. Этот нож не без причины Назывался «перочинным», Очиняли им перо, Если не было остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке На распев читал им книжки На славянском языке. Так, из летописей старых Знали дети москвичей. О литовцах, о татарах И о Родине своей. (Н. Кончаловская)
Поскольку обучение грамоте в средневековье носило религиозный характер, то в качестве учебных пособий использовались богослужебные книги: ЧАСОСЛОВ, ПСАЛТЫРЬ, а в конце обучения - ЕВАНГЕЛИЕ. Евангелие от Марка «Апостол» Ивана Федорова. 1564 г.
От Марка Святое Благовествование. Глава 1. Зачало Евангелия Иисус Христова Сына Божия, яко же есть писано в пророцех: се Аз посылаю ангела пред Лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою. Гласа вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень прав и творите стезя Его. Бысть Иоанн крестя в пустыни и проповедая крещение покаяния... Неделя перед Просвещением, зачало Евангелия УРОК ЧТЕНИЯ Перевод: От Марка Святое Благовествование. Глава 1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния... В воскресенье перед Просвещением зачало Евангелия В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
ПРОЧТИТЕ: Апостоле, Христу Богу возлюбленне, /ускори избавити люди безответны, / приемлет тя, припадающа, / Иже падша на перси приемый. /Егоже моли, Богослове, / и належащий облак языков разгнати, / прося нам мира и велия милости. Тропарь апостолу, глас 2: Величия твоя, девственниче, кто повесть? / Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, / и молишися о душах наших, / яко Богослов и друг Христов. Кондак, глас 2: Тропарь, глас 2 Всего творения Создатель, / времена и сроки Своею властию определивший, / благослови круг года благости Твоей, Господи, / сохраняя в мире верных и град Твой, / по ходатайствам Богородицы, и спаси нас. Кондак, глас 2 О величии твоем, девственник, кто может рассказать? / Ибо ты источаешь чудеса и изливаешь исцеления, / и ходатайствуешь о душах наших, / как богослов и друг Христов.
А сейчас мы поиграем. Запоминайте, как называются по – славянски части нашего тела. Повторяйте и показывайте за мной. голова лоб глаза веки щеки рот шея плечи ладонь правая рука левая рука пальцы глава чело очи вежди ланиты уста выя рамена длань десница шуйца персты
«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» «Корень учения горек, да плод сладок». «Ученье - свет, а неученье - тьма» «Грамоте учиться - всегда пригодится». «Неученый, что слепой - веди куда хочешь». «Век живи – век учись» «Грамоте учиться – всегда пригодится» «Красна птица перьем, а человек ученьем» «Не торопись отвечать – торопись слушать» «Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет» «От умного научишься, от глупого разучишься» «Повторенье – мать ученья» «Знание – дело наживное» «Учись доброму, так худое на ум не пойдет» «Человек неученый – что топор неточеный» ПОСЛОВИЦЫ:
6.Пером сеют, глазами жнут, головой едят, памятью переваривают. ЗАГАДКИ: 1.Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит. (Письмо) 2.Ни небо, ни земля, видением бела: трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает. (Бумага, пальцы, перо, глаза, ум) 3.На столе живем в стекле, а гуляем по всей земле. (Чернила) 4.Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить. (Перо) 5.По черной земле белый заяц пробег. (Мел) (Грамота)
Между уроками дети собирались во дворе и играли в бабки, в орехи, в камешки. На всё знали приговорки, складные присловья: «Чур, играть - не воровать, без вороху - без промаху» И по очереди подбрасывали камешки вверх, а за это время старались взять с пола ещё камешек. Их ловили верхней стороной ладони, а затем, перевернув руку, захватывали камешки в горсть. Совершая эти ловкие движения, нужно было не обращать внимания на помехи товарищей. Чтобы игрок обронил, не поймал камешек, остальные приговаривали: ПЕРЕМЕНКА: Чеколда, чеколда, Чеколдинова жена. Чеколдиха, обронись И камушком подавись А мы будем играть не камушками, а орехами. (Дети играют)
Учили цифры, учились счёту. Начинался урок математики. УРОК МАТЕМАТИКИ Мы с вами знаем, что в старых школах даже цифры обозначались буквами. Реши: М Д W У I ЛД 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 (40+4+800 - 400 - 34) : 10 = 41
4.Летела стая тетеревов, села на рощу деревов, по двое на дерево сядут – одно дерево лишнее, по одному сядут – один тетерев лишний. 3.Сидят три кошки; против каждой кошки – две кошки. Много ли всех? 1.У семерых братьев по одной сестрице. Много ли их? 5.Шла баба в Москву, навстречу ей попало три мужика, у мужиков было по мешку, а в мешке – по коту. Сколько всегошло в Москву? 7.Батька с сыном да дедушка с внучком. Много ли стало? ЗАДАЧКИ: (Одна) 2.Ты, да я, да мы с тобой. Много ли их стало? (Двое) (Три) (Четыре тетерева и три дерева) (Одна баба) 6.Сидело семь галиц; я стрелил, трех убил. Много ли осталось? (Три убитые, остальные улетели) (Трое)
(Когда молчит) 8.Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый год) 9.Что сделается с красным шелковым платком, если его опустить на дно моря? (Станет мокрым) 10.В дряхлой избушке жили просто да ничего. Избушка стала рушиться, просто вышло в двери, а ничто – в окно. Кого задавило в избушке? (Да) 11.За что ученика выгнали из класса? (За дверь) 12.Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, другие уже не натощак) 13.Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком) 14.Когда дурак умен бывает?
Закончилось наше путешествие в школу, которая была 100 лет назад. Очень многое сохранилось с тех времён, а что-то безвозвратно ушло. Но всегда люди будут помнить, что школа разуму учит. А теперь давайте ответим на вопросы: Чем школа прошлого отличается от современной? Какие предметы вы изучаете сейчас, а какие изучали в старой школе? Чтобы вы хотели взять из старой школы в нашу?
http://ic.pics.livejournal.com/ludmilamalinina/14758371/59668/59668_original.gif буквы и цифры Кириллица http://ido.tsu.ru/schools/physmat/data/res/informatika2/text/p2_6_8.gif - алфавит http://bibliotekar.ru/kBogdanov/11.files/image001.jpg - в церкви http://bibliotekar.ru/kBogdanov/0.files/image001.jpg - собрание в школе http://www.cirota.ru/forum/images/2/2905.jpeg - тропарь http://sobor.by/images/2009/foma_magnity/TR-009-09big.jpg - Тропарь Пасхи http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1004378642.jpg - книга Тропари http://cdn.trinixy.ru/pics5/20130123/deti_perestroyki_35.jpg - игра Камушки http://www.bookos-book.ru/books/solomon/pritchi01.jpg - книга притчей Соломоновых http://imgs.marketdigest.ru/covers2/1095865of/12258of/12389of/1091771of/1091791of/B1435256o.jpg - Библия для семейного чтения http://pro-vincia.com.ua/uploads/posts/2013-02/1360854992_49255.jpg - розги http://www.technologijos.lt/upload/image/n/mokslas/zmogus_ir_medicina/S-30483/2-1-blink_eye.jpg - веко http://nkozlov.ru/upload/images/0712/0712101537160.jpg дьячок http://www.klass39.ru/wp-content/plugins/watermark-hotlinked-images/watermark.php?img=wp-content/uploads/2013/02/08-vcxd.jpg - дьячок http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/761/100761385_element18.png - вензель http://365psd.ru/images/backgrounds/bagging.jpg - фон http://alerie.piranho.de/pergament.gif - берестяная грамота Использованы стихи из материала учителя Максимовой Елены Борисовы http://festival.1september.ru/articles/581325/ Источник: http://www.proeveryday.ru/index.php?id=narodn/12/14 « старину учились дети…. Н. Кончаловская Идея взята у учителя Гундаревой Ольгы Николаевны школа-интернат №2 г.Санкт-Петербург (спасибо за идею)