Презентация занятия по музыкальной литературе1 курс Жизненный и творческий путьК. М. ВебераОпера «Вольный стрелок»Подготовила преподаватель МВМУ Стрелкова М. В.
Карл Мария фон Вебер(1786-1826) Композитор, дирижер,блестящий пианист, общественный деятель, талантливый публицист, основоположник немецкой романтической оперы.
В раннем возрасте увлекался живописью и музыкой.1798 год – Вебер становится учеником Михаэля Гайдна (младшего брата Йозефа Гайдна) по теории и композиции.В 14 лет Вебер – автор нескольких сонат для фортепиано, вариаций, камерных сочинений, мессы и первой оперы «Сила любви и ненависти», значительного количества песен, кроме того был превосходным певцом.
Ранние оперы Вебера – все написаны в форме зингшпиля, заметно тяготение к фантастике.1803 год – Вебер становится учеником аббата Фоглера (ученика знаменитого падре Мартини из Болоньи).1804 год – Вебер получает место капельмейстера в Бреславле.До 1810 года - служба в Штутгарте в качестве личного секретаря герцога Вюртембергского.
Вебер организует вместе с учениками Фоглера организует «Гармоническое общество». Задачи общества – взаимная поддержка, продвижение произведений пропагандой и критикой в печати.Особенно высоко Вебер ценил музыку французских композиторов: Керубини, Мегюля и Гретри.1813-1816 гг. Вебер – руководитель оперного театра в Праге.
Дрезденский период – последнее десятилетие жизни Вебера – вершина творчества композитора.Лучшие фортепианные и оперные произведения – сонаты, «Приглашение к танцу», оперы: «Freischütz» («Вольный стрелок), «Эврианта», «Оберон».
Опера «Вольный стрелок»Замысел «Вольного стрелка» возник в 1810 году, первая постановка состоялась 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре, под управлением автора.Успех оперы превзошел все ожидания, мелодии из «Вольного стрелка» стали напевать на улицах.Иоганн Фридрих Кинд – автор либретто оперы «Вольный стрелок».
ЛибреттоСюжет оперы «Вольный стрелок» воспроизводит в основных чертах 1-ю новеллу «Книги призраков», изданную немецкими писателями Августом Апелем и Фридрихом Лауном. В новелле Апеля широко использованы мотивы старинных немецких и чешских народных преданий о Черном охотнике. Главное отличие либретто от первоисточника: В конце повести Апеля невеста (Агата) убита, жених (Макс) сходит с ума. В опере все заканчивается благополучно, совершается чудо, сила добра побеждает.
По словам Вебера в основе «Вольного стрелка» 2 главных элемента:жизнь охотниковгосподство демонических сил, олицетворенных Самиелем.Их противопоставление дано уже в увертюре.Главный принцип драматургии – принцип контраста.Контраст в чередовании: актов, картин, сцен, номеров, образов героев (Килиан -Каспар; Агата - Энхен).
Контраст: народно-бытового начала и фантастического;духовного и демонического.! Возникновение нового романтического героя в опере (многоплановость, богатство психологического содержания).! Намечен принцип непрерывного развития музыкального действия, развитый в «Эврианте».! Новый тип увертюры – по сути программная поэма. Берлиоз назвал ее - «царица всех увертюр».