Смычковые инструменты
Наряду с развитием щипковых инструментов, в разных странах появились смычковые музыкальные инструменты. Смычок – длинная упругая трость с натянутым пучком конского волоса – сделал звук протяжным и певучим.
Первыми смычковыми инструментами стали фидель и жига – неизменные спутники бродячих певцов и музыкантов.
От фиделей и жиг произошли старинные виолы. И только в конце XV – начале XVI появилась скрипка.
Движения плавные смычка приводит в трепет струны, Мотив звучит издалека, поет про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка. Звучит мечтательный мотив, я называюсь … «Звуки пели, дрожали так звонко, Замирали и пели сначала… Звуки скрипки так дивно звучали, Разливаясь в безмолвии ночи…» А.К.Толстой
Древний предок теперешней скрипки – славянский инструмент – состоял из долбленного деревянного корытца, покрытого плоской пластиной, трех струн, лукового смычка. Это был поистине всенародный инструмент: бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на таких скрипках на ярмарках.
Скрипку не пускали во дворцы, где звучал голос виолы. Первые скрипки в их современном виде появились в Европе в начале XVI века. Во всем мире известны итальянские мастера Амати, Гварнери, Страдивари. На инструментах, созданных руками этих итальянских скрипичных мастеров, играют выдающиеся скрипачи мира.
Еще в XVII веке музыканты говорили о скрипке так: «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный». Никколо Паганини – самый выдающийся скрипач. Его фантастическая техника до сир пор остается непревзойденной. «Королем всех художников» назвал его Ференц Лист.
Следом за скрипкой возникло и остальное семейство струнных инструментов: альт, виолончель, контрабас. Звук альта ниже звука скрипки.
Виолончель звучит еще ниже. Она словно поет человеческим голосом – низким взволнованным, сильным, как раз под стать мужскому голосу – басу или баритону.
Контрабас – самый большой инструмент струнной группы. Звук контрабаса настолько густой, низкий и мощный, что выделяется даже в самом большом оркестре.