Особенности авторской песни Цурунова Лариса Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ Верхнетуломская СОШ Кольского района Мурманской области 900igr.net
Цель: на основе рассмотрения особенностей авторской (бардовской) поэзии формировать гуманистическое мировоззрение и художественный вкус старшеклассников
Заявленная цель предполагает решение следующих задач: сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры; продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры (образовательная);
развивать взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных», философских вопросов бытия, на преемственность тем и идей русской литературы разных периодов; развивать у старшеклассников познавательный интерес к современному литературному процессу (развивающая);
содействовать формированию таких качеств личности, как независимость, чувство собственного достоинства и свободы, гуманного отношения к людям; способствовать становлению, социализации личности старшеклассников, развитию духовного начала (воспитательная).
Словарь: диалогичность синтетичность словоцентричность интертекстуальность
Эпиграф И я, забывшись в песенном бреду, Как заклинанье, повторяю снова, Что музыкант лишь тот, кто слышит слово, Поэт лишь тот, кто с музыкой в ладу. А. Розенбаум. «Музыка или стихи».
Авторская песня Трубадуры Менестрели Миннезингеры Ваганты Барды…
Трубадуры: (Франц., серед. XII в. – серед.XIV в.) Рыцари, являвшиеся неплохими поэтами и певцами (art de trobas — «искусство сочинять»), воспевали идеальную любовь мужчины и женщины.
Идеалом возлюбленной рыцаря-трубадура была земная женщина, но не простая, а самая прекрасная, самая чистая и благородная, напоминающая собой Деву Марию. Относился же рыцарь к своей Прекрасной Даме с трепетным восхищением и поклонением.
Менестрели: Происходит от позднелатинск. ministerialis — «состоящий на службе». Это профессиональный музыкант и поэт, но не свободный, а находящийся на службе у феодала или того же трубадура.
Менестрели исполняли песни, восхваляющие своего господина, или пели песни, сочиненные своим господином — тем же рыцарем-трубадуром.
Миннезингеры: немецкие рыцарские поэты и музыканты (в перев. с немецкого «minnesinger» означает «певец любви»). Чаще всего пели о любви. Их песни — простые и лаконичные — строгие, даже суровые, в них больше размышлений, чем горячих чувств.
Ваганты: существовали в Европе в XII—XIII вв. (в перев. с лат. vagantes значит «бродячие», «скитающиеся»).
Ваганты на латинском языке слагали сатирические, застольные, студенческие и любовные песни, а также многочисленные песенные пародии, высмеивающие богатых и высшее церковное духовенство.
Барды Англ. слово кельтского происхождения. Барды были древними певцами-сказителями у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.
Барды пели самые различные песни: героические баллады, религиозные, боевые, лирические, сатирические...
Когда-то барды, евбаги и друиды составляли три ступени духовной власти у кельтских племён
Высшая власть у кельтов принадлежала друидам (главным духовным руководителям и учителям мудрости кельтов).
Служителей кельтских богов называли евбагами (совершали обряды, приносили жертвы, занимались гаданием и иногда выполняли обязанности судей).
Третьим звеном были барды — мудрые поэты-певцы, глашатаи истины, рыцари правды и добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и воспевавшие мир и любовь.
Авторская песня Трубадуры Менестрели Миннезингеры Ваганты Барды… Какое из названий, по-вашему, оказывается самым точным и самым подходящим для русских авторов-певцов?
Бард – поэт, музыкант, исполнитель собственных песен. Перед вами рисунок Марата Кима. Как вы думаете, какую мысль хотел передать художник? Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
В 1157г. в Киеве появилась книга-песенник, где над строками кириллицы воспроизведены музыкальные знаки. 1187 г. – дата создания знаменитого “Слова о полку Игореве”, написанного в ритмически- напевной форме Важнейшей чертой средневекового русского искусства была его синтетичность. Одни и те же образы, идеи воплощались разными средствами в разных видах искусства.
– Как вы понимаете значение слова «СИНТЕТИЧНОСТЬ»? – Синтез каких видов искусства характерен для песенной лирики?
«Особенности авторской (бардовской) песни». 1) Синтетичность (синтез музыки и стихов); 2) …
Вопросы: – Понравилось ли вам произведение? Почему? – Как звучит песня, какова её интонация? – Какие образы, ассоциации рождает текст песни? – Какие ключевые слова вы выделили? – Какая задача ложится на музыку, а какая — на стихи?
«Особенности авторской (бардовской) песни». Синтетичность (синтез музыки и стихов); искренность, задушевность, диалогичность; …
Что же доминирует в бардовских произведениях: мелодия или стихи ?
По жанру авторская песня – песня - новелла с острым столкновением идей и характеров, с неожиданным финалом.
Вывод: музыка в произведениях бардов откровенно подчинена содержанию
Специфика жанра состоит в его С Л О В О Ц Е Н Т Р И Ч Н О С Т И, т.е. в особой, акцентированной роли слова, в тесной взаимосвязи с поэтической традицией.
«Особенности авторской (бардовской) песни». Синтетичность (синтез музыки и стихов); искренность, задушевность, диалогичность; словоцентричность (особая, акцентированная роль слова); …
Интертекстуальность – художественный прием, основанный на свойстве текста включать в себя другие тексты или отсылать читателя к ним.
Три основных интертекстуальных приёма: цитата – реминисценция – аллюзия – точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста-источника видоизмененное, но узнаваемое заимствование намёк на другой текст, событие, явление, лицо, которое должно быть известно читателю
«Особенности авторской (бардовской) песни». Синтетичность (синтез музыки и стихов); искренность, задушевность, диалогичность; словоцентричность (особая, акцентированная роль слова); интертекстуальность.
Можно ли считать авторскую песню наследницей традиций русского поэтического слова?
Основные этапы формирования авторской песни Хрущёвская «оттепель»: период начавшегося процесса реабилитации личности, превращения бездумных «винтиков» государственной машины в самостоятельно мыслящих индивидуумов, готовых взять на себя ответственность как за свои действия, так и за судьбы мира, за всё происходящее вокруг.
Любимые герои авторов-исполнителей: альпинисты, геологи, моряки, лётчики, солдаты, спортсмены, циркачи, «короли» городских дворов … (отважные, сильные, верные, рисковые люди – им можно доверять, на них можно положиться в трудной ситуации) Романтические идеалы. Основные образы-мифологемы: образы друга или дружбы, образ дороги как линии жизни, пути испытаний и надежд, пути к познанию себя
2. Вторая половина 1960-х гг. – начало 1980-х годов: крушение надежд на гуманизацию общественного устройства, вместо эйфории социального оптимизма – апатия и цинизм. Авторская песня стала единственным островком духовной свободы. Голос барда – голос совести больного общества. Ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить свои идеалы и редеющий дружеский круг. Песня протеста.
С середины 1980-х гг. – по настоящее время: авторская песня превратилась в легальное профессиональное творчество. В настоящее время жанр авторской песни переживает творческий кризис.
Чему научило меня общение с бардами ?
Литература: Андреев Ю.А. Наша авторская…: история, теория и современное состояние. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 271 с. Авторская песня: сборник / сост., авт. предисл., ст. и ввод. заметок В.И. Новиков. – М.: АСТ: Олимп, 2002. – 511 с. – (Школа классики: ШК: Книга для ученика и учителя). Популярная история музыки / Автор-сост. Е.Г. Горбачёва. – М.: Вече, 2002. – 512 с., илл. (32 с.) Якименко Р.В. «Слова и ноты»: художественный синтез в бардовской и рок-лирике на уроках литературы в 11 классе // Русская словесность. – 2005. - № 2. – С. 26 – 30.