Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Полонез, мазурка, вальс.
Фредерик Шопен (1810 – 1849) Польша Уникальное явление в мире музыки – он не оставил ни одной симфонии, ни одной оперы, ни одной симфонической увертюры. Композитор сочинял почти исключительно для фортепиано.
Родился Шопен в музыкальной семье: отец его играл на скрипке и флейте, мать – хорошо пела и немного играла на рояле.
Первые успехи
Портрет Шопена Э. Делакруа
Рояль композитора и одна из последних фотографий.
Свою последнюю мазурку Шопен уже не смог исполнить, а лишь записал нотами…
Кладбище Пер-Лашез в Париже: могила композитора.
Костёл Святого Креста в Варшаве – последнее пристанище сердца Шопена.
А теперь о танцах…
Полонез Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся в начале бала, подчёркивая торжественный характер праздника. Пары двигались по установленным геометрическим фигурам. Музыкальный размер – ¾.
Происхождение Возник в Польше в XV веке и сначала был исключительно свадебным танцем. Затем стал атрибутом любых народных торжеств. Интересно, что танец известен под разными названиями: ходзонный (вышагиваемый), генсий (гуськом), велький (большой, великий), окронглый (плавный), повольный (медленный), ходзонный зе свецом (пеший танец со свечой).
В пышный дворцовый танец полонез превратился лишь в конце XVI века
Мазурка
Бальным европейским танцем мазурка стала в XIX веке Мазурка оказала огромное влияние не только на развитие польского танца, но и на всю польскую культуру. Кстати, она является частью польского гимна, созданного в 1797 году.
Мазурки Шопена Мазурки Шопена наиболее известны в мире. Вся его преданность и любовь к Родине в его мазурках. Они обладают неповторимым стилем и сочетают в себе три вида: лирические, городские и сельские.
Вальс Парный танец, где основное движение – плавное кружение, музыкальный размер ¾, темп от медленного до самого быстрого.
Происхождение Прародители вальса австрийский народный танец лендлер и французский танец вольт, оба танца парные и размер ¾. В лендлере партнёр вращал партнёршу вокруг себя, а в вольте преобладали прыжки, к которым добавились быстрые повороты и вращения. Смешение лендлера и вольта образовало новый танец, ставший популярным в Германии, Чехии, Австрии. Танец приобрёл новый характер – широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил название – вальс.
Своё победоносное шествие по бальным залам вальс начал в начале XIX века.
Послесловие «Душа фортепиано» – так называли польского гения. Почему? Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли? Что, кроме танцевального характера, вложил в свои танцы композитор? Что, по-вашему, объединяет эти такие разные по характеру и звучанию танцы?