Разработала презентацию к занятию «Колокола. Колокольный звон» Габович Татьяна Ивановна учитель ИЗО МОУ «Новоманошкинская с.о.ш.» Заринского района 900igr.net
Колокола. Колокольный звон.
ЗВУЧАНИЕ КОЛОКОЛА Ни один колокол по звучанию не похож на другой. Да ведь так и должно быть. Издавна считалось, что каждый колокол имеет свой характер, персоналию, колоколам даже давали имена-прозвища: Неопалимая Купина,Осанна, Бурлила, Полиелейный, Красный и т. п. Голос каждого колокола так же неповторим, как голос любого человека. Природа его отлична от всех музыкальных инструментов: при ударе в колокол слышен не один тон, а несколько, как будто поет небольшой хор, а не один гол ос. Это многозвучие — душа русского колокола.
Другая особенность наших колоколов — это их громогласность. Это требование православной церкви к колоколам: чтобы звон был громче и слышен издалека. Издавна существовал на Руси обычай при первых звуках церковных колоколов останавливать ненадолго работу, снимать шапку и креститься. Так, даже тот человек, который не мог пойти в церковь или был в отдалении от нее, все же мысленно присутствовал на службе, отвлекаясь от мирской суеты и включаясь в духовное действо. Не зря раньше даже язычники, слыша звон колоколов, говорили: «... это голос христианского Бога слышен». Мощные звуки, разливающиеся в воздухе на многие километры вокруг, трогают сердце каждого человека, даже того, кому неизвестна сложная символика колокольного звона. Ничем иным не может быть удачнее выражено общее настроение многих людей, возвеличен праздник, нежели мощным колокольным звоном.
Ростов Великий
Царь-колокол.
Крупнейший в мире Большой Успенский колокол - Царь-колокол стоит в Москве, на территории Кремля у подножия колокольни Ивана Великого. Царь-колокол — огромный колокол: высота с ушками 6,24 м, диаметр 6,6 м, масса около 200 тонн. Он был отлит в 1735 году из бронзы русскими мастерами отцом и сыном Маториными по указу императрицы Анны Иоанновны. Украшения, портреты и выполнены лучшими художниками и чеканщиками надписи на нём того времени. Декоративное убранство колокола удивительно богато: изображения религиозных святых и портреты царственных особ и их небесных покровителей.
Из истории По официальной версии, 200-тонный колокол был отлит 25 ноября 1735 года и оставлен в литейной яме, где в последующие полтора года проводились чеканные работы. А в мае 1737 года в Москве случился невиданный пожар, от которого пострадал почти весь город. По официальной версии, над Царь-колоколом загорелись леса, с помощью которых гиганта собирались поднять из ямы. Желая потушить огонь, на раскаленный колокол ведрами лили холодную воду. От перепада температур колокол раскололся. От Царь-колокола откололся значительный кусок весом около одиннадцати тонн! Колокол стал непригоден для использования по назначению, поэтому его так оставили в литейной яме, где он и находился около 100 лет.
В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на специальный постамент. Уже около двух с половиной веков минуло со времени создания Царь-колокола. Он был и остаётся не просто национальной достопримечательностью России, но и является памятником литейного искусства XVIII века мирового значения.
Народ наш издревле верит, что там, где звонят колокола, зло и болезни отступают. Таким образом, колокольный звон на Руси воспринимается и как очистительный. Еще и поэтому так важно распространение мощных звуковых волн колокольного звона на большие пространства, т. к. именно пространственные и временные границы звучания его определяют среду, недоступную влиянию злых сил.
Благовест – один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон также может выполняться и во время богослужения. Благовест осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, которых на больших звонницах по традиции может быть до пяти и которые, в зависимости от вида богослужения и того, по каким дням происходит звон, имеют свои названия, например: праздничный (торжественный), полиелейный, воскресный, простодневный (будничный) и малый (постный).
Трезвон – это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов или бил, а также ритмику, динамику и композицию исполнения. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество.
Перезвон – представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол или било (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.
Набат – учащенный звон в один колокол по поводу какого-нибудь бедствия или происшествия.
Интересно, что по воздействию колокольного звона на вашу душу народное мнение предлагает понять состояние этой самой души: «Только в груди вечно грешной колокольным звоном вызывается чувство беспокойства и боли. Между тем как в душе, ищущей мира с Богом, звуки колоколов возбуждают светлое и мирное настроение. Вслушайтесь в церковный благовест, и он скажет вашей душе, в каком положении находится она». Для неверующего человека колокольный звон — комфортный звуковой фон жизни, убежище в современном перегруженном техногенными звуками пространстве. Что в этом звуке так умиротворяет и успокаивает? Как мне кажется, то, что колокола возвещают лишь о вещах важных, вечных и святых. Даже обыкновенные куранты ежечасно напоминают нам о быстром исчезновении времени.