Творчество И.Н.Никитина Иван Никитич Никитин-русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.
Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. В 1711 году переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан, в числе двадцати человек, учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.
Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г.) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Чувствуется стремление художника к передаче не только внешнего сходства, но и настроения, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Пышный парадный костюм ребенка, тяжелое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы - дань требованиям времени
Этот холст находился в галерее Архимандричьего дома. На полупарадном портрете, решенном в спокойной коричневой гамме, предстает натура замкнутая и самолюбивая. Прасковья Федоровна Салтыкова (1664-1723) стала царицей в 1684 году, выйдя замуж за старшего брата Петра I Ивана Алексеевича. Через двенадцать лет Прасковья овдовела, но в документах XVIII века она почтительно именуется "ее величество государыня царица Прасковея Федоровна". У царицы Прасковьи было три дочери - Екатерина, Анна и Прасковья.
Наталья Алексеевна (1673—1716) — дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. Художник портретировал Наталью Алексеевну незадолго до ее смерти. Она долго болела и умерла в том же 1716 году — ей было чуть больше сорока лет. Возможно, из-за этого в ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, с болезненной желтизною, что делает честь зоркому глазу художника.
В портрете видны следы парсунного письма. Никитин еще нарушает многие европейские правила изображения человека. Это прежде всего сказывается в отступлениях от анатомической точности, прямой перспективы, нет полноценной иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы. Анна Петровна (1708—1728) — старшая дочь Петра I и Екатерины I. В 1725 году вышла замуж за герцога Карла Фридриха Голштейн-Готорского. Мать императора Петра III.
Прасковья Ивановна (1694—1731) — царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой), племянница Петра I. Жила при матери в Измайлове под Москвой.
Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный. Фон почти всюду плоский, лишь вокруг головы он несколько углублен, как будто художник пытается строить пространственную среду. Лицо, прическа, грудь, плечи написаны скорее еще по принципу XVII в. — как художник „знает", а не как „видит", стараясь внимательно копировать, а не воспроизводить конструкцию формы. И складки — ломкие, прописаны белыми штрихами, немного напоминающими древнерусские пробела. На этом фоне, как уже говорилось, совершенно неожиданно смело написана парча, с ощущением ее „вещности". Причем, все эти роскошные великокняжеские одежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимо мастеру для репрезентации модели. Но главное отличие портрета представляется не в этом смешении приемов и в своеобразии лепки формы, главное то, что здесь уже можно говорить об индивидууме, об индивидуальности, — конечно, в той мере, в какой она присутствует в модели. В портрете Прасковьи Иоанновны читается свой внутренний мир, определенный характер, чувство собственного достоинства. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они — „зеркало души". Плотно сжаты губы, ни тени кокетства, ничего показного нет в этом лице, а есть погружение в себя, что внешне выражено в ощущении покоя, тишины, статики.
В начале апреля 1720 года братья Никитины вернулись в Петербург, встреченные царской лаской - Иван получил звание гофмалера. Его жизнь теперь была тесно связана со двором Портрет петра 1. 1717г Портрет императрицы Екатерины 1.1717 г., Флоренция,Министерство финансов, Италия
Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров, «ни одна внешняя примета не говорит о том, что изображен именно царь. Но даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, что перед ним незаурядный человек — гордый, сильный, с непреклонной волей. Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом, необходимость которого для России настойчиво обосновывала тогдашняя общественно-политическая мысль — описываемый портрет совпадает по времени создания с „Правдой воли монаршей" Феофана Прокоповича. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология.Но вглядимся в лицо Петра внимательнее, и нам откроются и иные качества этого человека. Да, именно человека, а не полубога на престоле или абстрактного воплощения идеи абсолютизма. Художник с сочувствием раскрывает следы тяжких государственных трудов, нелегкой жизненной борьбы Петра I, грусть и усталость в глазах стареющего уже человека...
Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения - сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно - реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником, ошеломленным величиной утраты.После смерти Петра никому нет дела до гофмалера. Прекращаются заказы, жалованье выплачивается нерегулярно.Но именно в эти годы созданы лучшие никитинские портреты - жизнерадостного и легкомысленного Сергея Строганова, изображенного в сложном рокайльном повороте, с прихотливым рисунком складок бархатного плаща; канцлера Н.И. Головкина, воплощающего образ государственного деятеля.
Список известных произведений Ивана Никитича Никитина:Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.
Презентациюподготовилаучиница 10 классаСоветоваСветлана Информация взята из Интернета