Стекло. Витражи в соборах и храмах Муниципальное общеоразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 47 Выполнила ученица 11 Д классаКошель НатальяПреподаватель Орлова Н.В.
Стекло Древнего Востока.Родиной стекла считается Египет (4000 лет до н.э.). Именно здесь стеклоделие древнего мира достигло своего расцвета. Из стеклянной пасты делали вставки в изделия из золота и бронзы. Египетское стекло было предметом экспорта на многие территории.
Стекло Греции и Рима.Греческие мастера сделали очень важный шаг в развитии искусства стеклоделия: они нашли способ свободного выдувания стекла с помощью трубки. Римляне производили сложные изделия с налепным и инкрустированным декором, так называемое стекло-камея.Римлянам удалось освоить изготовлениесложных изогнутых форм, к сосудам они приделывали ручки. Известно римлянам было и производство хрусталя, впоследствии заново открытое европейцами уже в XVIII веке.
Стекло в Средние века.Из Рима, примерно, к VI веку центр изготовления изделий из стекла переместился в Византию. Здесь процветало изготовление смальты, а также непрозрачных цветных сосудов и флаконов для благовоний. Изготовленные из смальты витражи использовавшиеся в основном для украшения церковных зданий. В VII веке в Египте появляется новый вид стекла – люстровое. Живопись по стеклу серебряными пигментами при коричневато-золотистой гамме стекла создает эффект таинственного мерцания. В Сирии в XII-XIV веках создаются изделия, которые в Европе обобщенно называют дамасским стеклом.
Ренессанс и Новое время.Со второй половины XV века в Венеции наряду с цветным, молочным и зеркальным стеклом появилось кристальное, т.е. высококачественное бесцветное стекло без огранки, не содержащее свинца. В Англии в 1770-х годах началось производство стекла с добавкой солей свинца –хрусталя. Обработка хрусталя алмазной гранью создала эффект преломления света.Во Франции на протяжении XVI-XVIII веков работали венецианские и местные мастера в манере, которая называлась «Венецианский фасон».
Стекло в XIX веке.В первой половине XIX в. Стеклоделие было единственным видом прикладного искусства, где вкусы диктовала не Франция. Стилю этого времени соответствовали английское декоративное стекло и богемский хрусталь. Покрытые множеством граней, напоминавшие по форме античные вазы изделия часто оправляли бронзой и серебром.
Модерн и XX век.Стекло оказалось удивительно созвучно поискам художников рубежа XIX-XX веков. Этот пластичный материал принимал любую форму и цвет и был сравнительно недорог. К стеклу обращаются многие дизайнеры и архитекторы. Тиффани изобрёл новое радужное стекло, из которого делали лампы и сосуды. Для изделий этого времени характерны многослойность, разнообразие цветовых нюансов, усложнение техники декорирования.
Витражи.Витраж – орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет.Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы. Слово «витраж» происходит от французского vitre – оконное стекло.Мозаики из цветного стекла использовали еще в Древнем Египте, Греции и Риме.
Стекло в соборах и храмах.Высочайшего мастерства в изготовлении картин и узоров на стекле достигли во Франции, ими оформлены знаменитый собор Парижской Богоматери, соборы в Шартре, в Реймсе и других крупных городах. Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в 13 веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров.
К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем готикикой. Прозрачность строений готической архитектуры привела к полному исчезновению сплошного пространства стен. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. В эпоху готики окна в храмах, как правило, были двух видов: так называемые розы – круглые окна с перегородками, и в форме стрельчатых арок.
Витраж Исаакиевского собора.Исаакиевский собор построен в 1818-1858 годах в стиле позднего классицизма по проекту А. А. Монферана.Запрестольный образ "Воскресший Христос" органично вошел в структуру декоративно-художественного убранства Исаакиевского собора. То, что появился он в православном храме, не противоречило духу времени расцвета русского романтизма.
Список литературы. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Том 1. Москва, 1998. Энциклопедия для детей. Том 7. искусство. Часть 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков, 1999.Ю. В. Ходаков, Д. А. Эпштейн, Л. А. Глориозов. Неорганическая химия, 2001.Энциклопедия для детей. Том 6. Часть 2. Религии мира, 1996.