Тема Развитиерусской живописив первой половине XVIII века(Лекция с элементами беседы и практического исследования)
Цели урока Развитие понятия о художественно- исторической эпохе, стиле;Понимание важнейших закономерностей стилей, их смены в истории человеческой цивилизации;Знакомство с творчеством русских художников в первой половине XVIII века Усвоение новых терминов и понятий из области живописи
Задачи урока Вспомнить, каков был уровень развития культуры и искусства в России в первой половине XVIII века в целом, Какие произошли здесь изменения, какие были особенности, свойственные только России, чтобы понять, по какому типу шло развитие живописи; Подумать над проблемой, были ли особенности русской живописи данного периода заимствованы из Европы или этот вид искусства развивался по своему типу.
Вопросы для контроля Что происходило в России в интересующий нас период? С чьим именем он связан?Значение реформ Петра для России? Как образно сказал об этом А. С. Пушкин?Реформы в области искусстваПути знакомства с европейским искусствомКакую особенность русского искусства это за собой повлекло?(параллельное существование стилей)Какие стили мы уже знаем?
Традиции в русской живописи Как вы считаете, можем ли мы говорить о традициях в области живописи? В древнерусской культуре чем была представлена живопись?
Задание 1 1. Открыть папку «Древнерусская иконопись»2. Проанализировать технику и принципы писания икон
Древнерусская иконопись
Традиции иконописи Нас интересует икона с точки зрения живописи. Что вы можете сказать о символике цвета и о линейной перспективе, глядя на икону?В этом виде искусства главное -цвет и линия.
Какие типы икон вы помните?Можем ли мы, ответив на эти вопросы, утверждать, что у русской живописи интересующего нас периода была база, на которую она могла опереться, чьи традиции и достижения использовать?Сделать вывод
Новое в русской живописи
Приобщение к мировой культуре Приобщение к мировой культуре, к опыту Европы произошло в очень короткие сроки в живописи, как и в других искусствах. О решительном переходе к новому искусству свидетельствует утверждение новых жанров и техники. Самое главное здесь – живопись становится светской. Светская – значит не церковная.
Парсуна Вид портретной живописи, сохраняющей приемы иконописи.Портрет статс-дамы А. Л. Апраксиной
Иван Никитин( середина 1680х – 1742г.г.) Назовите признаки парсуны.
Задание 2 В каком стиле написан портрет?Что вы можете сказать о личности и характере этой дамы?Парсуна ли это?Портрет царевны Натальи Алексеевны (1716)
Мастера парсуны И. ВишняковИ. НикитинА. МатвеевА. АнтроповИ. АргуновОткрыть папку живопись первой половиныXVIII века Найти работы перечисленных художниковСделать выводы
И. Никитин
А. Антропов Портрет статс-дамы А. Л. АпраксинойПортрет статс-дамы А. М. Измайловой
И. Аргунов Портрет графини А. П. ШереметевойПортрет неизвестной крестьянки
Живопись первой половиныXVIII века Портрет статс-дамы А. М. Измайловой
Выводы по уроку: Итак, по какому пути шло развитие живописи в первой половине 18 века в РоссииЧто такое парсуна, какие особенности иконописи она сохраняетКакие художники работали в технике парсуныКакие мы можем сделать выводы о связи древнерусской культуры и культуры Нового времени
Домашнее задание Подобрать материал о творчестве русских художников второй половины XVIII века.