Литература средневековой Европы XI-XII вв. Урок МХК в 10 классе. Автор учитель истории и обществоведения МОУ «СОШ № 20 с УИОП» г.Ухта РК Страхова Нина Павлиновна
План урока 1.Жанры средневековой романской литературы. 2.Рыцарские романы и песни.
1.Жанры средневековой романской литературы. 11 -12 века- это время расцвета средневекового литературного творчества, которое было представлено широким кругом жанров: 1). «учёная» латинская и церковная литература; 2). героический эпос; 3).рыцарская или куртуазная литература.
Героический эпос Героический эпос – литературные произведения, прославляющие богатырскую силу и подвиги славных героев, чаще всего положены с реальные исторические события, которые переплетают с вымыслом.
В ходе изучения материала заполните таблицу
Песнь о Роланде Державный император франков великий Карл (тот самый Карл, от имени которого происходит самое слово «король») семь долгих лет сражается с маврами в прекрасной Испании. Он отвоевал у нечестивых уже многие испанские замки. Его верное войско разбило все башни и покорило все грады. Лишь повелитель Сарагосы, царь Марсилий, безбожный слуга Мухаммеда, не желает признать господства Карла. Но скоро гордый владыка Марсилий падёт и Сарагоса преклонит главу перед славным императором.
Песнь о Сиде События Реконкисты, то есть отвоевания испанцами Пиренейского полуострова у арабов ( мавров).
Песнь о Нибелунгах
Тристан и Изольда
Французский эпос
Тристан и Изольда Королева, супруга Мелиадука, короля Лоонуа, разрешилась от бремени мальчиком и скончалась, едва успев поцеловать сына и наречь его именем Тристан (в пер. с фр. — грустный), ибо рождён он был в печали. Младенца король препоручил Гуверналу, сам же вскоре снова женился. Мальчик рос сильным и красивым, как Ланселот, но мачеха его невзлюбила, и поэтому, опасаясь за жизнь питомца, Гувернал увёз его в Галлию, ко двору короля Фарамона. Там Тристан получил подобающее рыцарю воспитание, а двенадцати лет от роду отправился в Корнуэльс на службу к своему дяде королю Марку.
Тристан и Изольда По повелению короля Марка Тристана и Изольду похоронили в одной часовне. Вскоре из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст и, перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды. Трижды приказывал король срезать этот куст, но всякий раз он являлся на следующий день, столь же прекрасный, что и прежде.
2.Рыцарские романы Рыцарский (куртуазный) роман — один из центральных жанров средневековой повествовательной литературы, получивший общеевропейское распространение. Сложился в сер. XII в., первые памятники возникли в окружении Генриха II Плантагенета и Алиеноры Аквитанской, а также их прямых потомков. Сюжетное ядро жанра образуют бретонские сказания, группирующиеся вокруг полулегендарного короля бриттов Артура и его сподвижников - рыцарей Круглого Стола. В своем первоначальном значении слово «roman» указывало на «романский» (французский, в противовес латинскому) язык данного произведения. Жанровая семантика включается в него постольку, поскольку «роман» противопоставляется «жесте» (chanson de geste), национальному героическому эпосу. рыцарский роман формируется как антипод «песней одеяниях» с их установкой на изображение идеального прошлого Франции; отсюда и очевидная связь рыцарского романа - на ранних стадиях его становления — с эпосом.
5. пародии на рыцарские романы · «Окассен и Николет» - песня-сказка нXIII. Форма чередования стихов и прозы. Насмешка над феодальными и рыцарскими принципами. Флуар не похож на рыцаря. · «Мул без узды» Пайен де Мезьер – шуточный монтаж из эпизодов и мотивов Кретьена.
Особенности лирики особенности, отличия от эпоса: · тема любви в возвышенном смысле · фантастика = сверхъестественное (сказочное, не христианское) и необычайное, исключительное, приподнимающее героя над обыденностью · все это в форме авантюр (приключений) · подвиги совершаются во имя личной славы · рыцарство мыслится как учреждение вне места и времени → все эпохи изображаются равными современности · монологи, в которых анализируются душевные переживания · живые диалоги · изображение внешности персонажей · подробное описание обстановки
Кансона к а н с о н а (или канцона) (cansos или chansons) — песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы, соединяющей часто стихи различной длины;
Сирвента СИРВЕНТА. Сирвента эта, направленная не только против крестьян, но и против горожан, отражает настроения разоряющегося в эпоху роста городов мелкого феодала — его неистовую зависть и злобную ненависть к богатеющей буржуазии. Мужики, что злы и грубы, На дворянство точат зубы, Только нищими мне любы! Любо видеть мне народ Голодающим, раздетым, Страждущим, не обогретым! Пусть мне милая солжет, Ежели солгал я в этом! Нрав свиньи мужик имеет, Жить пристойно не умеет, Если же разбогатеет, То безумствовать начнет. Чтоб вилланы не жирели, Чтоб лишения терпели, Надобно из года в год Всех держать их в черном теле. Кто своих вилланов холит, Их ни в чем не обездолит И им головы позволит
Плач п л а ч (planh), приближающийся к сирвенте, выражает печаль поэта по поводу смерти какого-либо важного сеньора или близкого ему человека;
Альба АЛЬБА. Анонимная песня XII в. Боярышник листвой в саду поник, Где донна с другом ловят каждый миг: Вот-вот рожка раздастся первый клик! Увы, рассвет, ты слишком поспешил! — Ах, если б ночь господь навеки дал, И милый мой меня не покидал, И стража забыл свой утренний сигнал... Увы, рассвет, ты слишком поспешил! Под пенье птиц сойдем на этот луг. Целуй меня покрепче, милый друг, — Не страшен мне ревнивый мой супруг! Увы, рассвет, ты слишком поспешил- Продолжим здесь свою игру, дружок, Покуда с башни не запел рожок: Ведь расставаться наступает срок. Увы, рассвет, ты слишком поспешил! Как сладко с дуновеньем ветерка, Струящимся сюда издалека, Впивать дыханье милого дружка! Увы, рассвет, ты слишком поспешил! Красавица прелестна и мила. И нежною любовью расцвела, Но, бедная, она невесела, — Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Пасторела или пастораль п а с т о р е л а (pastorela или pastoreta)—лирическая пьеса, изображающая встречу рыцаря с пастушкой и их спор; чаще всего пасторела представляет стихотворный диалог, которому предпослано небольшое введение, описывающее ситуацию встречи;
Тенсона т е н с о н a (tensos — «спор» или joc pastitz — «разделенная игра» или partimens — «раздел») является стихотворным диалогом двух ноэтов и представляет собой диспут на темы любовные, поэтические или философские;
Баллада б а л л а д а (balada) — плясовая песня, обычно сопровождаемая припевом.