Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции. Сын флорентийского нотариуса и крестьянки, ученик Вероккио в области живописи, быстро опередивший своего учителя, Леонардо да Винчи жил и работал сначала в купеческой Флоренции, затем при дворах различных князей, всюду предлагая грандиозные планы и нигде не находя настоящего понимания. Усталый и разочарованный, Леонардо да Винчи в январе 1516 принял приглашение короля Франциска I переехать во Францию и здесь прожил последние четыре года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто (родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
творчество 1470 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция) 1472 — член Флорентийской Гильдии художников 1472—1477 — работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с Вазой» 1482 — приглашен ко двору Лодовико Сфорца в Милане 1487 — разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полете 1488 — картина «Дама с горностаем» 1489 — анатомические рисунки черепов 1490 — картина «Портрет музыканта» 1495—1498 — работа над картиной «Тайная вечеря» 1502 — поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера 1503 — возвращение во Флоренцию
1503 — картины «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и «Мона Лиза» 1505 — наброски полёта птиц 1506 — возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии, см. Итальянские войны) 1507 — изучение строения человеческого глаза 1509 — роспись в соборе Святой Анны 1512 — «Автопортрет» 1512 — переезд в Рим под покровительство папы Льва X 1514—1516 — работа над картиной «Иоанн Креститель» 1516 — переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
К последним годам жизни относится туринский автопортрет Леонардо. А к этому автопортрету, видимо, относится и описание Ломаццо: «Голова его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний Прометей».
Старинные биографы Леонардо да Винчи рисуют в самых привлекательных чертах его облик: По Вазари: «блистательностью своей наружности, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе». По словам Анонима: «он был прекрасен собою, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Он носил красный плащ, доходящий до колен, хотя тогда были в моде длинные одежды. До середины груди ниспадала прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная».
Винчи был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцовании, фехтовании и пр.
"... он был высок, строен, прекрасен лицом и необыкновенной физической силы, обворожителен в обращении с людьми, хороший оратор, веселый и приветливый. Он и в предметах, его окружающих, любил красоту, носил с удовольствием блестящие одежды и ценил утонченные удовольствия." Фрейд 3., Леонардо да Винчи. Воспоминание детства