Культура Востока
Индия – «страна чудес»с III тыс. до н. э.
Страна контрастов
Достижения индийской культуры: Санскрит (древнейший индийский литературный язык) Догадка о вращении Земли вокруг СолнцаДесятеричная система счисленияРодина понятий: «корень», «синус», «цифра», число ПиФилософские, этические ученияБогатейшая мифологияРазличные религии: индуизм, буддизм, джайнизм, ислам, христианство
В основе искусства Индии лежит идея гармоничного единства жизни, гуманизма и любви к природе
Буддизм Цель религиозного учения способствовать развитию общечеловеческого дерева через обретение каждым человеком «царства божьего» в своей душе, изменив свое отношение к себе и другим людям, совершив в самом себе «духовное преображение», «революцию сознания»
Архитектура Ступа – монументальное строение, предмет поклонения (погребальный холм), место хранения священных реликвий БуддыЛегенда о завещании БуддыСтроение: основание – квадратная терраса, на нем – цилиндрический барабан, над ним – купол, увенчанный квадратной деревянной террасой со шпилем, имеющим три сферы
Ступа в СанчиIII в. до н.э. Окружена каменной оградой с четырьмя воротами (стороны света)Центральные ворота – Колесо Закона БуддыРельефы на сюжеты из жизни Будды, исторические события, животные, растения, якшини (низшие божества, олицетворяющие силы природы)
В изображениях передано ощущение радости земного бытия, полноты жизни на лоне природыВо всем поразительная жизненность, естественность и свобода в передаче повадок и облика живых существ
Пещерные храмы (чайтья) Строение: продолговатый зал делился двумя рядами мощных колонн на три нефа. На дальнем конце зала, противоположного от входа, находилась ступа.Чайтья в Карли – глубина 40 м, длина – 38 м, ширина – 15 м, высота – 14 м.
Индийское зодчество Два типа храма, пышно украшенных декоративной пластикойНа севере храм имел форму заостренной высокой башниНа юге более отлогая линия силуэта с плоской крышейХрамы многоступенчаты (символизируют идею постепенного восхождения к небу)
Живопись В трактате по теории живописного искусства сформулированы положения: художник должен соблюдать масштаб, пропорции предметов, достигать выразительности в изображении психологических переживаний и эмоций, передавать красоту и грацию природы
Индомусульманское искусство Мечети, мавзолеи, минаретыЗапрет на изображение людей и животных в искусстве (нет скульптуры или живописи)В основном это геометрические узоры, растительные мотивыБеломраморный мавзолей Тадж-Махал в Агре (1650 г.)