Культура домонголской Руси культура Новые элементы христианской (византийской) культуры Традиции языческой культуры
фольклорбылиныБылины — русские народные эпические песни о подвигах богатырейСлово "богатырь" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев.Во поле береза стояла,Во поле кудрявая стояла,Люли, люли, стояла.Некому березу заломати,Некому кудряву заломати,Люли, люли, заломати.Как пойду я в лес, погуляю,Белую березу заломаю,Люли, люли, заломаю.
Курочка РябаЖили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое. Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ, 827—869, Рим) обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам Мефодий (в миру Михаил; 815—885, Велеград, Моравия) До пострижения в монахи Михаил, сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратега Славинии, византийской провинции, расположенной на территории Македонии.В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Император и патриарх обрадовались и, призвав солунскихбратьев, предложили им идти к моравам.
Ростислав — князь Великой Моравии из династии Моймировичей, правивший с 846 по 870 годы. Во время его правления в Великой Моравии миссионерствовали Кирилл и Мефодий. Чехословацкая православная церковь причислила его в 1994 году к лику святых.
Архитектура Базилика (базилика) — (царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система).
Храм Святой Софии, сооружённый Юстинианом в 532—537 гг. в память об усмирении бунта, во время которого этот государь чуть было не лишился престола. (Ника)Крестовокупольный храм БазиликаНеф - корабль
Фреска (от итал. affresco — свежий), aффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Мозаика ( от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство , произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, и других материалов.Мученик Худион (Киев)Сорок Севастийских мучеников — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии.АЛИМПИЙ- (иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).
Нестор (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет»ВОТ ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ,ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ,КТО В КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬИ КАК ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯАгиография (от греч. ἅγιος — святой; γράφω — пишу) — изучение жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости.Пергамент — материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных
Иконопись Икона ( от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Ангел Златые власы — древнейшая икона из собрания Государственного Русского музей в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.Владимирская икона Божией Матери
Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.
скань (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
Риза, или оклад— накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно: лика и рук — так называемого личного письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.
Ладья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленному из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойными, суда с обшивкой вгладь - насадами. Лодья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом.
Объясните фразеологизмы Стоять на папертиОрать как оглашенныеШлея под хвост попалаСесть ошую и одесную