Художественная культура Нового Времени
Родиной барокко считается Рим, а наиболееяркие образцы архитектуры этогостиля были созданы в Италии, Испании,Португалии, Южной Германии, Чехии,Польше, Литве, испанских и португальскихколониях в Латинской Америке. Во всехэтих странах католическая церковь имелаочень большое влияние и, таким образом,барокко стал стилем, который она взяла навооружение.
Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церквиордена иезуитов — Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проектуДжакомо Виньолы. Процесс рождения нового стиля можно наблюдать навыходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. Попроекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг кдругу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхностьфасада перегружается сильными ритмическими элементами.
Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны,
И Франческо Борромини, по проектам которого былипостроены церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане, церковьСант- Иво алла Сапиенца в Риме и др.
В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко — это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.
Во Франции, создан один из самых замечательныхБарочных дворцовых ансамблей — Версаль (1668-1689), ставший образцом для роскошных загородныхрезиденций европейских монархов, включая и русских.
Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево иАрдуэна Мансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов сбарочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи,рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты,скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемомархитектуры барокко . В плафонной живописи изображение небесного свода сангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить,где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.
В XVIIIв бароккоприживается и в России.Новые манеры царскогодвора и нового русскогодворянства, которые современ Петра I настойчивовводили в обиход на Руси,требовали и европейскоготипа дворцов, где можно былоустраивать роскошные балы,торжественные приемы,давать богатые обеды. СамПетр I больше тяготел кПротестантскойсдержанности архитектурыГолландии, но его дочь,Елизавета Петровна,склонялась к формам пышногоитальянского барокко . В годыее правления (1741-1761) былисозданы лучшие образцырусского барокко ,отличавшегося отитальянского мирскойжизнерадостностью иотсутствием религиозногомистицизма, а от немецкогоили австрийского —подчеркнутоймасштабностью имонументальным размахомархитектурных ансамблей.
Самым выдающимсяархитекторомрусского барокко был ФранческоБартоломео Растрелли. Толькоон смог построить для Елизаветытакой дворец в Царском Селе,который соответствовал бы еезапросам и вкусу. Сам фасаддворца настолько сильноритмически расчленен мощными«ударами» белых колонн,выделяющихся на голубом фоне,что ни о какой монотонности неможет быть и речи. Толькоприсмотревшись, можно увидетьза хором колонн и пилястровтрадиционное трехризалитноепостроение здания дворца.
Главный зал дворца —Большаягалерея (17 мшириной, 47 м длиной, 7 мвысотой, общей площадью800 кв. м) без единойвнутренней опоры. Помимонастоящих окон, здесь ещеесть фальшивые — зеркала,искусственно расширяющиеогромное внутреннеепространство. Узорынаборного паркета,деревянная позолоченная резьба,роспись плафона — все в этом залепоражает изысканностью, выдающейруку гениального мастера. Всекомнаты во дворце разные, есть икитайская, и малиновая, и знаменитая
и знаменитаяЯнтарнаякомната — чудо света,подаренное Петру I в 1716 г.прусским королем.
Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитыйЗимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитекториспользовал те же эффекты фальшивых окон — зеркал для зрительного расширенияпространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно неузнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, онсумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света ицвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.
В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых — в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.
Человек эпохи барокко Барочный человек отвергает естественность, котораяотождествляется с дикостью, бесцеремонностью,самодурством, зверством и невежеством — всем тем,что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщинабарокко дорожит бледностью кожи, на нейнеестественная, вычурная причёска, корсет иискусственно расширенная юбка на каркасе из китовогоуса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпохубарокко становится джентльмен от англ. gentle:«мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально онпредпочитал брить усы и бороду, душиться духами иносить напудренные парики. К чему сила, если теперьубивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. Вэпоху барокко естественность — это синоним зверства,дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философаГоббса естественное состояние (англ. state of nature) —это состояние, которое характеризуется анархией и войнойвсех против всех. Мадам де Монтеспан, женщина эпохи барокко
Барокко в живописи Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо. Караваджо. Святой Иероним Рубенс.Венера и Адонис.