Изобразительное искусство конца ХХ – нач. ХХI вв
Поп-арт ПОП-АРТ (англ.— общедоступное искусство), модернистское художественное течение, возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д.).
Экспрессионизм ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. — выражение), направление в литературе и искусстве, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства.
Авангард АВАНГАРДИЗМ, авангард, совокупное название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно программное, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики) противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом.
Постмодернизм ПОСТМОДЕРНИЗМ (от лат. — «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.
Кубизм Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты — конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.
Гиперреализм ГИПЕРРЕАЛИЗМ (фотореализм), направление в изобразительном искусстве, сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Живопись и графика тут зачастую уподобляются фотографии (отсюда его второе название).
Концептуализм Неоавангардное направление, отрицающее визуальную информацию и рассматривающее искусство, как сообщение. Основная форма – перфоменс – изображение переживаний, живых картинок, возник в 60-70-е гг.
Сюрреализм СЮРРЕАЛИЗМ (франц.— сверхреализм), направление в искусстве, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.